Сибирь или Дальний Восток?
Что и говорить, сегодня экономическое сотрудничество КНР с приграничными территориями России в большей степени это транспорт, торговля, туризм, вывоз и ввоз сырья. Забайкальских журналистов интересовало, как будут взаимодействовать страны в условиях сегодняшних экономических трудностей и в постоянно меняющемся мире. Забайкалью и в целом Байкальскому региону приходится (и пока не очень успешно) бороться за место под солнцем с Дальним Востоком, он сегодня получает куда больше внимания и финансирования Москвы. Та же самая конкуренция идет и за южного соседа.
В начале сентября этого года во Владивостоке состоялся экономический форум. Китайское правительство готово по итогам данного форума активнее работать на российском Дальнем Востоке. В этом же контексте создан совет по сотрудничеству в области освоения российского Дальнего Востока, который возглавляет зампремьера госсовета КНР Ван Ян и зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин, отметил Гуй Цунъюй, директор департамента стран Европы и Азии МИД КНР.
У российского Дальнего Востока богатые природные ресурсы, есть источники энергии, лес, древесина. Помимо покупки сырья, китайцы готовы активизировать сотрудничество и в несырьевой отрасли, а также в области социального развития.
Российское правительство вывело освоение и развитие Дальнего Востока на уровень национальной стратегии. Китай, будучи добрым соседом РФ, также исходя из высокого уровня стратегического партнерства, готов принять активное участие в сотрудничестве на Дальнем Востоке. В течение последних лет китайские власти и деловые круги осуществляют на этой территории ряд важнейших инвестиционных проектов, развивают бизнес, отметил Гуй Цунъюй.
Роль Забайкальска
В первую очередь, наши журналисты высказали сомнения по поводу станции Забайкальск и Забайкальской железной дороги, которые могут утратить свое значение с появлением Нового Шелкового пути. Китай и другие страны Азии намерены построить сеть дорог в Европу вдоль древнего Великого Шелкового пути и создать на основе этой транспортной артерии своеобразный экономический пояс с привлекательными для инвесторов условиями. Новый Шелковый путь пройдет через Китай, Киргизию, Узбекистан, Казахстан, Россию, Белоруссию и Европу.
Владивосток, будучи еще и морским портом, может занять достойное место в этом проекте, а вот Забайкальск, расположенный вдали от моря, рискует утратить и нынешние свои позиции. Если с востока на запад через Азию протянутся скоростные магистрали, зачем Южный ход и погранпереход Забайкальск? Напомним, что в лучшие времена Забайкальск обеспечивал около 60 процентов товарооборота между Россией и Китаем.
Представители китайского МИДа заверили: Забайкальск останется столь же важным пунктом пропуска, правда, чтобы не отстать в развитии, необходимо завершить электрификацию и реконструкцию Южного хода Забайкальской железной дороги, реализовать зеленый коридор в российской таможне и смягчить визовый режим. К слову, две трети Южного хода электрифицированы, а вот электрификация последнего отрезка дороги, до Забайкальска, откладывается не первый год. Но есть надежда, что к 2017-му она завершится.
Как добавили китайские дипломаты, около 100 миллионов их земляков ежегодно посещают другие страны. Это не только выезд за покупками, в последнее время китайские туристы предпочитают посещать достопримечательности. Если удастся увеличить количество туристов из Китая в Россию до пяти миллионов человек, и каждый из них будет тратить 2 тыс. долларов, то ежегодно они будут оставлять в России порядка 10 млрд. долларов США. Туризм также поможет развитию инфраструктуры и услуг.
Один из лучших методов привлечения иностранных туристов упрощение визового режима. Между Китаем и Россией введен безвизовый режим для туристических групп в составе пяти человек и больше. Мы заинтересованы в упрощении этого режима для снижения количества человек в группе до двух и одного. И надеемся на безвизовый режим для всех туристических групп, сообщил Гуй Цунъюй.
Ресурсы
В 2018 году Китай начнет потреблять российский газ через трубопровод Сила Сибири. Как было отмечено на пресс-конференции, Сила Сибири будет перекачивать в КНР голубое топливо, добытое на Чаяндинском месторождении в Якутии.
Вопрос о строительстве ответвления от газопровода Сила Сибири в Забайкальский край зависит прежде всего от решения руководства Российской Федерации и региона, напомнили китайские руководители. И высказали понимание российских проблем, приведя в пример Алтайский край, который-таки получит газ при транспортировке этого топлива за границу. В ближайшие десять лет Китай в рамках энергетического сотрудничества с Россией может ускорить проект строительства газопровода через Алтай. Через это направление Поднебесная рассчитывает получать до 30 миллиардов кубометров газа в год.
По мнению китайского дипломата, реализация данного проекта поможет закрыть потребность в природном газе не только Китаю, но и российской глубинке. Газопровод пройдет по территориям Республики Алтай и Алтайского края, принесет новый источник энергии и выгоду местному населению территорий.
Обе страны заинтересованы также в создании и развитии объектов альтернативной энергетики, использовании энергии солнца и ветра, было сказано на встрече.
Китайцы намерены реализовать проекты и по закупке через Забайкальск российского зерна пшеницы и ржи в количестве нескольких миллионов тонн в ближайшие годы. Недавно были согласованы фитосанитарные условия в отношении российского зерна.
Я думаю, будет сформирован совместный документ, и российская пшеница получит свободный доступ на китайский рынок. Кстати, ваша пшеница вкусная, сообщил господин Лин Цзи, директор департамента стран Европы и Азии Минкоммерции КНР.
Не стоит забывать, что Китай один из крупнейших импортеров российского леса. Похоже, времена, когда из России вывозился круглый лес, уходят в прошлое. Сейчас выгоднее, по заверениям китайских руководителей, вывозить обработанную древесину. Ее доля 50% от общего объема российской лесопродукции. И страны правы, когда вводят высокие пошлины на круглый лес.
Говоря о взаимодействии с Российской Федерацией в области сельскохозяйственного производства, китайские дипломаты констатировали, что предприятия из КНР не всегда соблюдают российское законодательство и экологические нормы при производстве продукции. Необходимо учитывать желания и потребности местного населения. Совместное сельхозпроизводство надо осуществлять с взаимной выгодой, в противном случае оно будет непостоянным, так они дали понять, что не заинтересованы ущемлять российскую сторону в реализации продовольственных проектов.
В итоге встречи с журналистами представители МИДа КНР заверили, что Забайкалье остается важным стратегическим партнером. Главная задача продолжать взаимовыгодное для двух стран сотрудничество, совместно решать возникающие проблемы. А российские журналисты добавили, что если речь идет об успехах и масштабных проектах Китая, то необходимо реализовывать крупные проекты на территории России.
Продолжение следует
Благодарим за помощь в проведении поездки Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края и Генеральное консульство КНР в Иркутске.