29.03.2024 / 02:33
Главная/Статьи/“В труде, как в бою…”

“В труде, как в бою…”

28/03/2024 в 23:37
Более 370 тысяч рублей отдала забайкалка лжесотрудникам сотового оператора
28/03/2024 в 22:16
Хозяйка быка в Калганском районе с помощью ДНК-теста доказывает, что он принадлежит ей
28/03/2024 в 21:41
Светофоры отключат на двух перекрестках в Чите 30 и 31 марта
28/03/2024 в 20:18
Компании и ведомства стали наставниками 60 студентов-дипломников ЗабГУ
28/03/2024 в 19:41
Движение ограничили до 29 марта на шести дорогах в Забайкалье из-за снегопада
28/03/2024 в 19:06
Серёдкин — об отказе лучников участвовать в Олимпиаде: Наши спортсмены – не продажные
28/03/2024 в 17:55
Движение перекрыли на сутки на двух трассах в Забайкалье из-за снегопада
28/03/2024 в 17:36
Забайкалец не допустил срыва доставки боеприпасов под обстрелами на СВО
28/03/2024 в 17:01
Более 640 млн рублей направят забайкальцам, пострадавшим от паводков 2021 года
28/03/2024 в 16:31
Бойцов СВО из Забайкалья освободят от уплаты транспортного налога
28/03/2024 в 16:23
Более 2,5 тысячи литров поддельного алкоголя уничтожили в Забайкалье
28/03/2024 в 15:58
Ветер до 22 метров в секунду ожидается в Забайкалье 29 марта
28/03/2024 в 15:34
Фермерам из Забайкалья увеличат площадь сенокосов и пастбищ в три раза
28/03/2024 в 15:08
Забайкалье готово к открытию летнего туристического сезона — Минэконом
28/03/2024 в 14:31
Российские лучники отказались выступать на Олимпиаде в Париже в нейтральном статусе
28/03/2024 в 14:05
Дело о гибели монтёра под колёсами поезда рассмотрели в суде Забайкалья
28/03/2024 в 13:47
Движение для всех видов транспорта открыли на трассе «Амур» в Забайкалье
28/03/2024 в 13:39
Книгу о Владимире Путине презентуют в Пушкинской библиотеке Забайкалья 2 апреля
28/03/2024 в 13:11
Новую систему избрания мэра хотят ввести в Чите
28/03/2024 в 12:46
Депутаты приняли закон о переводе котельных Читы на пеллеты
28/03/2024 в 12:19
Сенатор Михайлов призвал забайкальских депутатов сдать нормы ГТО
28/03/2024 в 11:57
Улётовский район преобразовали в муниципальный округ
28/03/2024 в 11:45
Депутаты одобрили увеличение расходов бюджета Забайкалья на 1,6 млрд рублей
28/03/2024 в 11:34
Движение грузовиков и автобусов ограничили на трассе «Амур» в Забайкалье
28/03/2024 в 11:14
Водителей предупредили о снегопаде на трассе в Чернышевском и Могочинском районах
28/03/2024 в 10:48
Забайкалье войдёт в программу капремонта детсадов в 2025 году — Михайлов
28/03/2024 в 10:34
Пассажирка пострадала в перевернувшейся Toyota Fielder в Сретенском районе
28/03/2024 в 10:09
Конфискованные бинокли и наборы инструментов на 1 млн рублей передали забайкальцам на СВО
28/03/2024 в 09:44
Опрокинувшийся тягач в Читинском районе поднимут утром 28 марта
28/03/2024 в 09:16
Троим забайкальцам грозит до 20 лет колонии за 120 закладок «синтетики»

Железнодорожный транспорт в годы войны имел важное оборонное и стратегическое значение. Его называли родным братом Красной армии. Железная дорога являлась связующим звеном между фронтом и тылом. Забайкальская магистраль с первых же дней войны приняла дополнительную нагрузку. Забайкальские железнодорожники считали своей обязанностью в любую минуту встать на защиту Родины, быть в полной готовности к охране приграничной железнодорожной магистрали от нападений врага.

Находили решение
Переход на режим военного времени потребовал большей организованности, слаженности в работе всех звеньев железнодорожного хозяйства: служб сигнализации и связей, путей, финансовых и других. Все подразделения в работе руководствовались применением рациональных методов и приемов труда, позволяющих повысить производительность и улучшить использование локомотивов и вагонов. Активно внедрялись рационализаторские проекты, предложенные работниками предприятий железной дороги. Так, в 1943 году от ТЧ-Чита поступило 26 предложений, вместе с предложениями 1942 года их было 31. В течение года внедрили 20 проектов, которые помогали экономить средства и ресурсы. Среди лучших рационализаторов по Чите был отмечен С.С. Сысолетин мастер ТЧ-Чита, который, как отмечалось в отчете за 1943 год, являлся наиболее активным и старым рационализатором депо.
Всеми службами железной дороги проводились мероприятия по мобилизации внутренних ресурсов. В военные годы постоянно совершенствовались движения машинистов тяжеловесников, тысячников. Ежегодно рабочие участвовали в социалистических соревнованиях, перевыполняли планы. Применялись лунинские методы работы в текущем содержании устройств и оборудования, что удлиняло срок их службы с наименьшими затратами материалов, активно использовали старую макулатуру в документообороте и т.д. Например, служба движения ежемесячно изготавливала в депо новые запчасти из отходов.
Нехватку рабочей силы стремились восполнить освоением смежных должностей, совмещением профессий. Дежурные по депо нередко работали по совместительству диспетчерами, а вагонные мастера главными кондукторами. Станочники осваивали специальности токаря, фрезеровщика, строгальщика. Газосварщики, как правило, вели и электросварочные работы.

Приняли пост
Тысячи женщин и подростков пришли на дорогу, заменив мужей и братьев, ушедших на фронт. Домохозяек и подростков обучали массовым профессиям в дорожных школах, на курсах предприятий, железнодорожных училищах, проводилась индивидуальная подготовка. В приказе начальника Забайкальской железной дороги от 1 февраля 1945 года № 41/н отмечалось, что железнодорожные училища являются основным источником пополнения квалифицированными кадрами дороги, и они должны быть окружены постоянной заботой и вниманием командиров предприятий, к которым прикреплены учащиеся на производственную практику. В 1945 году активно стали привлекать на железную дорогу демобилизованных бойцов старшего возраста, для чего организовали круглосуточное дежурство работников отдела кадров для встречи эшелонов с демобилизованными и для предложения трудоустройства.
В Чите работали железнодорожное училище, школа военных техников, выпускники которых трудились на предприятиях железной дороги.
Из года в год дорога наращивала не только размеры движения поездов, но и оказывала помощь западным дорогам. В освобожденные регионы направляли снятое оборудование и механизмы: станки, поворотные круги, рельсы с малоиспользуемых железнодорожных веток, котлы.

Поставили на рельсы
Крупнейшим предприятием железной дороги в Чите являлся Паровозовагоноремонтный завод. В 1941-1945 годах на Читинском ПВРЗ работали разборочный, колесный, котельный, механический, паросиловой, кузнечный, автогенный, литейный цеха. Основной деятельностью завода являлся ремонт паровозов и вагонов. Но, кроме этого, ремонтировали и другую технику. Например, в 1945 году были починены снегоочиститель, передвижной подъемный кран и другое. В течение всех военных лет изготавливали запчасти для поездов. На ПВРЗ поступали важные стратегические заказы на изготовление РОКСов, гранат Ф-1. В январе 1942 года Паровозовагоноремонтный завод получил задание Народного комиссариата обороны и Народного комиссариата путей сообщения на оборудование спецпоезда подвижных авиаремонтных мастерских. В этом же году на заводе были изготовлены экспериментальные образцы гранат Ф-1.
Все работники железной дороги проводили сбор денежных средств и сдачу облигаций государственного займа на постройку танков и самолетов. Железнодорожники магистрали собрали деньги на строительство танковой колонны. В 1942 году силами рабочих Паровозовагоноремонтного завода и Читинского узла на собственные средства был смонтирован бронепоезд Забайкалец. Приказом начальника железной дороги им. В.М. Молотова № 79/н от 28 апреля 1942 года состоялась передача Забайкальца Военному совету Забайкальского военного округа. Строительство бронепоезда являлось большим достижением читинских железнодорожников. Коллектив рабочих, служащих, инженерно-технических работников дороги и ПВРЗ, оказывая повседневную помощь фронту, по собственной инициативе построили Забайкалец, используя для этого внутренние ресурсы дороги, а также средства, полученные от воскресников и работы во внеурочное время. В строительстве бронепоезда рабочие, инженерно-технические работники дороги и ПВРЗ проявили подлинный патриотизм и самоотверженность, преодолевая встречающиеся трудности, работая по 12-18 часов, а иногда и целыми сутками, показали образцы высокой производительности труда и отличное качество работы.
В годы войны на железной дороге были организованы паровозоремонтный поезд № 30 и передвижная паровозоремонтная колонна № 35. Колонна имела возможность производить все виды ремонтов. Для работы в этих формированиях проводился серьезный отбор кадров и, как отмечалось в приказе начальника дороги, несмотря на острую нехватку рабочей силы, запрещалось принимать на работу больных и имеющих физические недостатки рабочих. Оба поезда некоторое время работали на прифронтовых дорогах и в мае 1945 года вернулись в Забайкалье. Только за период войны с Японией силами этих поездов было отремонтировано 1500 паровозов. В декабре 1945 года паровозоремонтный поезд и колонна были расформированы.
Финансирование в годы войны, как и на многих других предприятиях, было затруднено. Сложно решалась проблема обеспечения продуктами питания. Для добавок к продовольственному пайку все предприятия дороги держали подсобные хозяйства.
Трудовой подвиг рабочих железной дороги, их патриотизм остается примером для современного поколения железнодорожников. Беззаветная преданность Родине двигает советскими железнодорожниками, когда они в глубоком тылу отдают свой труд делу борьбы за счастье народа… Горячее желание ускорить победу над врагом является источником повышения производительности труда, писала газета Шестерня. Несмотря на сложности военных лет, Забайкальская магистраль смогла перестроить работу на военный лад и внести свой вклад в Победу нашей страны.
Мария ГАНТИМУРОВА, заместитель начальника отдела научно-исследовательской работы и использования документов Государственного архива Забайкальского края.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Актуальные новости
Общество
28/03/2024 в 08:18
Компании и ведомства стали наставниками 60 студентов-дипломников ЗабГУ

Студенты проходят в них производственную практику

Общество
28/03/2024 в 07:06
Серёдкин — об отказе лучников участвовать в Олимпиаде: Наши спортсмены – не продажные

Министр спорта Забайкалья поддержал сборную России по стрельбе из лука

Общество
28/03/2024 в 05:55
Движение перекрыли на сутки на двух трассах в Забайкалье из-за снегопада

Проезд будет открыт 29 марта в 17:00

Общество
28/03/2024 в 05:36
Забайкалец не допустил срыва доставки боеприпасов под обстрелами на СВО

Он координировал действия водителей автомобильных колонн

Общество
28/03/2024 в 05:01
Более 640 млн рублей направят забайкальцам, пострадавшим от паводков 2021 года

Они пойдут на капремонт 92 домов и на приобретение или строительство жилья 179 семьям

Общество
28/03/2024 в 04:31
Бойцов СВО из Забайкалья освободят от уплаты транспортного налога

Льготу можно будет оформить на одно транспортное средство по выбору налогоплательщика


Подписаться на газету