Рост цен на бензин не остался без внимания забайкальских экспертов экономиста Евгения КАСЬЯНОВА и главы Забайкальской топливной ассоциации Андрея ВЕДЕРНИКОВА (Забрабочий.рф). Ситуацию прокомментировал глава УФАС России по Забайкальскому краю Евгений МИНАШКИН.
Забайкальский край не имеет собственных предприятий сырьевой и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Ближайшая нефтеперерабатывающая компания находится в городе Ангарске Иркутской области. Расстояние от Читы до Иркутска 1013 км. Нефтепродукты ввозятся из Иркутской области и других регионов Российской Федерации железнодорожным и автомобильным транспортом. Цена объективно выше, так как содержит расходы на транспортировку, констатирует Евгений Минашкин.
На территории Забайкальского края наиболее крупным розничным продавцом нефтепродуктов является ОАО Нефтемаркет, который доминирует на локальных рынках розничной реализации в большинстве районов региона. В городе Чите и Читинском районе деятельность осуществляют более 15 хозяйствующих субъектов, в том числе ВИНК Роснефть в лице ООО РН-Востокнефтепродукт филиала № 7, который реализует топливо в розницу на нескольких АЗС (Чита, Угданский проезд, 71а; ул. Космонавтов, 16 в; ул. Маршала Жукова,15; Читинский район, 7 км трассы М-58; Читинский район, 24 км трассы А-166).
По результатам мониторинга рост розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 с июня до сентября 2015 года на территории Забайкальского края не превысил 7,7% при росте закупочных цен более, чем на 10 %, приводит данные глава УФАС по Забайкальскому краю. Для сравнения с аналогичным периодом 2014 года: рост розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 составлял от 7,9 до 8,8%.
Летом Управление ФАС России по Забайкальскому краю направило запрос топливным компаниям о причинах повышения цен. По полученной информации выявлено, что основной причиной роста розничной цены на нефтепродукты на территории Забайкальского края явился рост закупочной цены в апреле-июне 2015 года.
На других территориях, к примеру, в Республике Бурятия розничные цены на ГСМ представлены дочерним предприятием ВИНК-Роснефть ОАО Бурятнефтепродукт, имеющим большую розничную сеть АЗС и занимающим доминирующее положение на территории Республики Бурятия; на территории Иркутской области ЗАО Иркутскнефтепродукт (ВИНК-Роснефть). Данные хозяйствующие субъекты имеют возможность приобретать нефтепродукты по более низким ценам, а следовательно, и реализовывать в розницу по ценам ниже, чем в Забайкальском крае. Наша отдаленность и своеобразная организация топливного рынка одна из основных причин дороговизны бензина, продолжает Евгений Минашкин.
В стране, естественно, есть ряд территорий, где цена выше, чем в Забайкальском крае. Это вся часть Дальневосточного федерального округа (Сахалин, Камчатка, Чукотка, Республика Саха (Якутия), Магадан). В Сибири близка к нам Республика Тыва. Достаточно высоки цены в Южном федеральном округе. В центральной части России серьезная конкуренция, серьезная логистика, крупные потребители. Все это влияет на уровень цены ГСМ.
Руководитель антимонопольной службы по Забайкальскому краю отметил, что ценообразование на нефтепродукты не регулируются государством. Хозяйствующие субъекты на рынках нефтепродуктов самостоятельно определяют поставщиков, решают вопросы установления цены. Забайкальское УФАС России в рамках установленных полномочий осуществляет контроль и применяет меры антимонопольного реагирования в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках и злоупотребляющих им, в том числе в части установления монопольно высоких цен. А также при наличии соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на определенном товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
Сейчас проводится проверка обоснованности увеличения экспорта нефтепродуктов, а также сокращения производства нефтепродуктов нефтяными компаниями. Проверяется сокращение объемов мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов ВИНКами в адрес независимых хозяйствующих субъектов, готовится плановая проверка деятельности ОАО НК Роснефть и его группы лиц.
Проблемой подорожания бензина в стране занимаются ежедневно на всех уровнях и в субъектах России, и в Правительстве. Горючая тема на контроле и у журналистов. Главное не нагнетать ажиотаж, не пугать дефицитом. Страна слишком большая, уровень развития НПЗ (реконструкции, глубина переработки) различны, и улучшение ситуации происходит не так скоро, как хотелось бы, утверждает Евгений Минашкин. Рост цен на ГСМ в рамках инфляции объективен.