Мы уже привыкли: пуск тепла это длительное мероприятие. Конечно же, не бывает, чтобы батареи начали греть у всех и сразу. Тепло не электричество, оно не появляется по щелчку рубильника. Но и то, что оно добирается до квартир медленнее сонной черепахи, тоже не дело.
По-прежнему беззащитен потребитель. Доказать, что услуга оказывается некачественная, еще труднее, чем добиться предоставления услуги. Большая часть граждан опускает руки аргументировать. Тем временем у коммунальных служб на все возмущения замерзающих находится увесистый аргумент: Долгов много. Денег на ремонты (при ежегодном росте тарифов, авт.) не хватает. Зато если потребитель не заплатил до десятого, ответная реакция наступает быстро. В почтовом ящике жильца появляются квитанции-предупреждения в стиле если не, то…, вступают в силу санкции. А если бы потребитель мог так запросто взыскивать свои кровные за неработающую батарею и ржаво-черную воду! Уверяю, скорость реагирования была бы моментальной. Но, увы и ах. Сериал дозвонись, дождись, докажи, добейся продолжается.
Коммунальщики, от исполнителей до начальства среднего звена, порой становятся самыми настоящими мастерами словесного футбола: управляющая компания не отвечает, звоните в ТГК, ТГК не отвечает, звоните в управляющую компанию. Например, отопление вроде как включено, нет его лишь в одной комнате, и так у всех жильцов, с первого по пятый. Управляющая компания заверяет, для комфорта граждан делается чуть менее, чем полностью… Но не получается, потому что теплоснабжающая организация не обеспечивает нормального давления в трубопроводе, подходящем к дому. В теплоснабжающей конторе отвечают: с давлением все в порядке, это управляющая компания работает спустя рукава, не спустила воздух…
К счастью, бывают в это время добрые исключения, но пусть бы эти исключения стали правилом!
Как-то раз моей коллеге пришлось дожидаться тепла в доме без малого две недели. Потратить уйму времени, поскольку управляющая компания не могла справиться с проблемой (не грели батареи и стояки отопления), и денег, чтоб купить обогреватель, ведь находиться в неотапливаемом помещении не просто некомфортно, а вредно для здоровья. За это время собрался добрый список заявок. И ведь не обвинишь работников управляющей компании в бездействии, на заявки реагировали, приходили устранять неисправность даже в выходной, но все без толку. Дело сдвинулось с мертвой точки после звонка в Единую дежурную диспетчерскую города. Тогда же к устранению проблемы присоединились работники Читинской ТЭЦ-2. Они пообещали, что заставят управляющую компанию наладить теплоснабжение, и, о чудо! это действительно произошло. Специалисты ТЭЦ-2 постоянно перезванивали, спрашивали о делах, даже когда все наладилось. То есть проблема решаема, если расстараться, на что расходуется от силы дня три без двухнедельной волокиты!
Этот случай свидетельство того, что коммунальные проблемы зависят во многом от человеческого фактора, ответственности каждого на местах. Наладить процесс можно, для этого не требуется ждать каких-то глобальных перемен в виде государственных субсидий на ЖКХ, хотя и они, безусловно, нужны. Достаточно просто добросовестно выполнять свою работу.