На Восток
Для Забайкалья, как ни крути, Транссиб сыграл и продолжает играть важную историческую и экономическую роль. Значимость этой железной дороги отражена в экспонатах многих местных музеев. Есть даже специализированный, посвященный истории железных дорог в нашем регионе, истории Транссибирской магистрали. Директор музея истории ЗабЖД Владислав Реутов может рассказать много увлекательного.
Итак, ее строительство началось в 1891 году. Работы стартовали как на западном отрезке дороги, в Челябинске, так и на восточной окраине страны. Кстати в царское время Забайкальской железной дорогой считался отрезок от станции Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный) и до Сретенска. Управление дороги находилось в Иркутске. Далее был водный путь, по которому можно было следовать к Тихому океану по Шилке и Амуру. Министерство путей сообщения включало тогда не только сухопутные, но и водные дороги.
Завершение строительства Амурского моста в 1916 году и стало точкой отсчета в истории магистрали, говорит Владислав Реутов. Еще несколько важных дат Транссиба: окончание строительства КВЖД, Китайско-Восточной железной дороги, когда был соединен непрерывным путем Санкт-Петербург и город Владивосток через Китай. К сожалению, геополитическая обстановка играла не в пользу государства, и руководству нашей страны, терявшей свое влияние в Китае, необходимо было позаботиться о том, чтобы непрерывная стальная магистраль прошла уже по территории России.
Первый этап строительства ЗабЖД завершился в 1899 году, в 1900 году пошли первые поезда. Второй начался после поражения России в русско-японской войне, когда была утрачена часть КВЖД, которая соединяла Харбин с Порт-Артуром. Возникла угроза потери Приморья. На уровне государства приняли решение строить Амурскую ветку, участок пути по территории нашей страны, который прошел от Сретенска до Хабаровска. Ветка Владивосток Хабаровск уже была. Забегая вперед, отметим, что в советские годы Китайская восточная дорога была передана соседям.