Повторение пройденного
Анна Горбунова, заместитель руководителя начальник отдела контроля закупок Забайкальского УФАС, приводит внушительную и любопытную статистику. На территории края участники закупок жалуются на действия заказчиков только, как правило, в УФАС. По большому счёту, только антимонопольная служба и рассматривает эти жалобы. В прошлом году было 289 жалоб, в первом квартале этого года поступило уже 63 обращения.
Жалобы приходят на муниципальных, региональных и федеральных заказчиков. По 289 жалобам выявлено 182 нарушения в прошлом году, из них 19 нарушений порядка отбора поставщика, 15 нарушения в ходе заключения контракта, 148 иные, в том числе 24 случая неправильного описания объекта закупки, поясняет Анна Горбунова. Если говорить о неправильном описании, то это неверное и неточное изложение своего запроса. В итоге такой работы заказчик может получить товар, который не будет соответствовать нормам.
В крае в прошлом году было два уполномоченных органа, которые осуществляли закупку для нужд заказчика на территории края. Это департамент госзакупок и центр материально-технического обеспечения медицинских организаций (ЦМТО). В отношении департамента в прошлом году поступила 21 жалоба (обоснованных 4), в отношении ЦМТО 74 (обоснованных 20) . Колоссальное количество жалоб 33 (обоснованных 7) приходит на федерального заказчика Упрдор Забайкалье.
Департамент и Упрдор Забайкалье устраняют нарушения и не повторяют ошибок. А вот с ЦМТО всё иначе. Если один заказчик делает ошибку в объекте закупки, то эта ошибка не исправляется в следующий раз у другого заказчика. Но, наверное, можно же наладить взаимодействие в рамках одного учреждения и министерства? говорит Анна Горбунова.
Кого спасать будем?
Привлечение экспертов в области здравоохранения обнаружило и другие несоответствия, что вызывает сомнения в компетенции заказчиков, продолжает Анна Горбунова. Был вопиющий случай, когда заказывали инсулин-картриджи. Каждый картридж инсулина подходит к определённым шприц-ручкам. Причём картидж одной фирмы не подходит к шприц-ручке другой фирмы. Возникает вопрос, а что будет делать пациент, который получит этот инсулин, как он будет его использовать? А если одно к другому всё-таки подойдет, какая дозировка инсулина пойдёт больному и на кого спишут его проблемы: на несоблюдение диеты или врачебную ошибку? Ещё один факт. В архиве антимонопольной службы есть техническое задание на анестезиологический аппарат, у которого вместо необходимых трёх трубок указаны две. Как и кого намерены спасать медики при помощи такого аппарата? Ну и, наконец, закупка медицинских перчаток. Как-то раз была попытка приобрести перчатки, которые не то, что не сертифицированы, их не выпускается и не существует вообще.
В ответ на эти факты представители общественно-консультативного совета высказали единогласное недовольство тем, что и как заказывается для медицинской отрасли. Насколько добросовестны заказчики? К слову, данные заявки были вовремя аннулированы, и приобретение несуществующего товара или товара с неверным описанием не состоялось.
ЧС… в бане
Ещё одна беда и тенденция в Забайкалье массовые заключения контрактов в связи с чрезвычайной ситуацией при отсутствии таковой. По словам представителя антимонопольной службы, объявлялось ЧС даже в бане в связи с угрозой выхода из строя котла.
История типична: начинается лето и горячий сезон подготовки к зиме. Вместо того, чтобы планово ремонтировать объекты ЖКХ, местные власти вводят режим ЧС. При этом ремонты не ведутся всё лето, а с конца августа муниципалитеты героически начинают работу.
Но объявление ЧС не говорит о том, что чрезвычайная ситуация наступила. Когда рвануло, тогда это ЧС, а если нет, такой ситуации не сложилось, говорит Анна Горбунова.
Играет роль при оформлении заявок и общий непрофессионализм заказчиков. Как правило, некомпетентность характерна для муниципальных заказчиков, у них проблемы с интернетом, с доступностью нормативной базы. Хорошие закупочные комиссии в Балее и Краснокаменске. А остальные заказчики порой даже не могут понять, что им требуется…