Ехидный Олег Тополев немедленно выложил все это в фейсбук, не менее ехидные пользователи хорошо повеселились в комментариях. Кандидат не растерялся и тут же отмазался. Мол, ошибки эти вовсе не мои, а российской системы образования. Всяких там фурсенко, ливановых и прочих внедрителей ЕГЭ. И молодежь у нас читает мало, и в типографии работают люди безответственные. Да и большой проблемы в этом будущий депутат не увидел, и, вообще, ко всему надо относиться с юмором. Здоровее будешь.
Короче, вот так. Как говорит молодежная интернет-аудитория, чувак жжот нипадеццки. Впрочем, ничего нового. Привычная такая манера некоторых народных избранников или кандидатов в оные сваливать все на систему, на молодежь, на старичьё, на погоду, еще на кого-то… Вспоминается еще один случай, когда Забайкальское отделение КПРФ выпустило баннер, правда, не предвыборный, а посвящённый ни много ни мало Герою Советского Союза Алексею Золотарёву. Там, кстати, было все гораздо суровее. Ошибок внимательные читинцы насчитали двенадцать, баннер повесили на самом видном месте в городе. Опозорились и отделение партии, и типография. Пришлось переделывать за свой счет.
Над многочисленными перманентными случаями маразматических ошибок наружной рекламы можно стебаться бесконечно. Как и над жадностью заказчиков, вспоминая классический случай, можно сказать, баян, когда скупердяй менеджер пожалел денег на услуги корректора и заказал одной иркутской типографии несколько тысяч дорогущих гламурных визиток, где золотом по-черному было напечатано генитальный деректор. Умные уже догадались, что весь тираж жадине менеджеру пришлось перепечатывать за счет личных средств. Скупой платит сами знаете сколько раз.
Но это все забавные житейские истории, над которыми можно похохотать в хорошей компании с пивком и шашлычком. Гораздо хуже, когда люди, идущие в народные избранники (подчеркиваю, народные) столь пренебрежительно относятся к тому самому народу, что печатают календари и прочую агитационную продукцию с чудовищными ошибками. Никому не надо объяснять, что любой макет обязательно проходит согласование с заказчиком. Пока тот не поставит подпись в договоре, печатать продукцию никто не будет. Поэтому все отмазки типа система образования виновата и вся молодежь жертвы ЕГЭ, мягко говоря, не прокатывают. В данном случае либо сам заказчик грамотей еще тот, либо ему было просто плевать на макет, и он подписал договор не глядя. В обоих случаях пренебрежительное отношение к избирателю налицо. Или, как говорят полиграфисты, в полноцвете.
И еще один момент. Наши настоящие и будущие народные избранники очень любят апеллировать к патриотизму. Вставляют к месту и не к месту в своих агиткампаниях громкие победы прошлых лет, советских в основном, к которым не имеют ни малейшего отношения. Рисуют, где придется, георгиевские ленточки. Машут флагами на всяких митингах, не зная толком происхождения этих самых флагов. Меня терзают смутные сомнения, что даже слова отечественного гимна знают наизусть далеко не все из них. Между тем настоящий патриотизм (а не тот, что с приставкой ура) это не размахивание флагами и сотрясание воздуха, а глубокое знание родного языка, литературы плюс высочайшая грамотность. Мне представляется, что человек, который, как Валерий Афицинский, собирается выражать интересы народа в Государственной Думе, должен быть грамотнее всех корректоров, вместе взятых. А святое для него слово избиратель он обязан не только писать без ошибок, но даже произносить с придыханием. Желательно стоя.
Поэтому во избежание будущих типографских ляпов, специально для особо одаренных народных избранников. Правила чередования гласных в корнях бер//бир: если есть суффикс а, пишем в корне и избирать, выбирать; если суффикса а нет, пишем е выберем, изберём.
Да, и еще, господа депутаты, корень бир в слове избиратель не имеет ничего общего с пивом. А народ это не пипл, который все схавает. Хорошо бы, если бы это усвоили все people’s deputies (народные депутаты).