Зачем нужны дипломаты?
Что представляет собой представительство МИД России в Чите?
Алексей Котельников (А.К.): Структура МИД России состоит из трех частей: центральный аппарат в Москве, заграничные учреждения посольства, консульства, представительства Российской Федерации в международных организациях, территориальные органы представительства в субъекте или субъектах страны. Читинское представительство было создано в 1993 году для тогда еще двух субъектов Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Вообще процесс создания территориальных органов МИД России стал наиболее активным с началом строительства новой российской государственности в 90-е годы. Тогда далеко не всем субъектам, желающим создать у себя представительства МИД, это удалось. Важно отметить, что Читинская область была одним из первых регионов, где это было сделано. Тому способствовало наше геополитическое положение на границе с Китайской Народной Республикой и Монголией. На тот момент главным аргументом для создания здесь представительства послужило правительственное постановление о создании в Читинской области свободной экономической зоны Даурия. К слову, согласно данному документу, свободная экономическая зона Янтарь создавалась в Калининградской области, и этот проект оказался успешнее, чем забайкальский. Появление на территории Читинской области представительства МИД России сыграло положительную роль в укреплении внешнеэкономических связей и реализации международных проектов.
Сколько сотрудников работает в читинском представительстве МИД? Кому непосредственно оно подчиняется?
А.К.: Всего нас семь человек: три дипломатические должности и четыре административно-технические. Мы находимся в прямом подчинении центрального аппарата Министерства иностранных дел России. Нашу деятельность курирует департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями (ДСПО) МИД России.
В чем заключается круг обязанностей читинского представительства?
А.К: Мы осуществляем координацию единой политической линии Российской Федерации на территории регионов, а также оказываем содействие властям субъекта в расширении международных и внешнеэкономических связей, используя для этого собственные силы и возможности центрального аппарата и заграничных учреждений. Полученные с их стороны предложения мы доводим до правительства Забайкальского края.
Многие не совсем понимают, чем представительство МИД в Чите отличается от Министерства внешнеэкономических связей региона? Что в ваших задачах общего? Чем отличается спецификация двух органов?
А.К.: Дело в том, что государственная гражданская служба имеет два уровня федеральный и региональный. Представительство МИД подразделение федерального органа исполнительной власти Министерства иностранных дел РФ. Второй уровень это региональные органы власти, а именно краевое министерство международного сотрудничества и внешнеэкономических связей. Министерство на своем уровне координирует деятельность органов государственной власти Забайкалья и муниципалитетов, расположенных на границе с Китаем и Монголией.
Идеального места на земле нет
Принято считать, что кадры для дипломатической сферы готовят преимущество в МГИМО. Так ли это?
А.К.: В России есть два специализированных высших учебных заведения, где готовят будущих дипломатов, Московский государственный институт (университет) международных отношений и Дипломатическая академия МИД России. В образовательной программе МГИМО имеется специальный дипломатический модуль, то есть преподаются дисциплины, в рамках которых с лекциями выступают специалисты-практики в области дипломатии. Основной состав сотрудников МИД России составляют именно выпускники МГИМО. Дипломатическая академия стала готовить бакалавров и магистров в сфере дипломатических отношений сравнительно недавно. Но все же ее основная задача повышение квалификации дипломатов. Поступают на работу в МИД и выпускники Московского государственного лингвистического университета, Санкт-Петербургского государственного университета и других вузов России, в которых сильная база по обучению иностранным языкам. Но и у выпускника Забайкальского государственного университета тоже есть шансы поступить на дипломатическую службу.
А где учились Вы? Как проходили свой дипломатический путь?
А.К: Я окончил среднюю школу № 4 в Чите, со второго класса изучал китайский язык. Затем получил образование в Читинском государственном педагогическом институте имени Н.Г. Чернышевского, два года преподавал на кафедре китайского языка. В начале 90-х годов перешел на государственную службу. После 10 лет отдал бизнесу в сфере проектов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, прежде всего, с КНР. Позже понял, что бизнес это не мое. В 2003 году вновь вернулся на государственную службу работал в Министерстве международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. В 2011 году первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин предложил мне возглавить представительство МИД в Чите, поскольку бывший руководитель Алексей Самойленко подал в отставку по состоянию здоровья. 14 мая 2012 года меня назначили на должность представителя МИД.
Александр Смирнов (А.С.): Я окончил факультет иностранных языков ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского в 2004 году по специальности Китайский и английский языки. В читинское представительство МИД попал сразу же после выпуска из учебного заведения. В 2008 году меня направили на службу в Генеральное консульство России в городе Шэньяне (КНР), где я проработал пять лет. Сначала был третьим секретарем, потом стал вице-консулом. Работа консульского сотрудника МИД России за границей невероятно напряженная, никогда не знаешь, что ждет тебя завтра: придется обрабатывать обращения граждан, решать проблемы соотечественников или же выступать в качестве переводчика на встрече международных делегаций. В 2013 году я вернулся в Читу. В МИД предусмотрена обязательная ротация кадров дипломатический работник не должен долго находиться как за границей, так и на Родине. Такая частая смена обстановки помогает накапливать богатый профессиональный опыт.
Александр Игоревич, наверняка в Китае было трудно избежать ностальгии?
А.С.: Не скрою, что было сложно. Не так-то просто привыкнуть к многолюдности, царящей в Китае. Шэньян густо населенный город, в котором живет порядка семи миллионов человек. Людей на улицах много и днем, и ночью, поэтому побыть наедине со своими мыслями практически не удается. Непросто было приспособиться и к природным условиям. Не секрет, что экология Китая пребывает в плачевном состоянии.
А.К.: Многие дипломаты с большим опытом работы утверждают, что идеального места на земле просто нет. Например, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Республике Конго А.С.Зайцев, по его рассказам, пять раз за время своей работы там переболел малярией. Или был в случай в Новой Зеландии, когда российский дипломат, побыв час на местном пляже, получил сильные ожоги, поскольку не учел, что в атмосфере над страной озоновая дыра. Так что представления о профессии дипломата, почерпнутые из фильмов, зачастую далеки от реальности.
Солнце, ветер и люди!
Что может сделать дипломатия для улучшения инвестиционной привлекательности Забайкальского края?
А.К.: В этом процессе многое зависит от региональных и муниципальных властей. Представительство МИД передает региональному правительству предложения заграничных представительств и центрального аппарата. Проблема в том, что за рубежом не слишком осведомлены о том, чем интересен Забайкальский край. Так, побывавшие в 2016 году в Чите генеральные консулы Японии и Южной Кореи отметили, что ничего до своего визита в Забайкалье не знали о регионе. Поэтому задача представительства МИД России в Чите совместно с краевыми властями повысить известность Забайкалья за рубежом, рассказать о субъекте потенциальным инвесторам. Для этого имеются разные формы работы к примеру, проведение презентаций. Пока мы не знаем, кто именно обратит на регион внимание, нужно рассказывать о нем широкому кругу иностранных граждан.
Помимо Китая и Монголии, которые исторически являются нашими ближайшими соседями, какие государства могли бы быть заинтересованы в сотрудничестве с Забайкальским краем?
А.К.: Действительно, с Китаем и Монголией мы обречены на сотрудничество, потому что являемся соседями. В отношениях с другими государствами важную роль играют расстояния. Если стремиться к взаимодействию в области реального сектора экономики, то необходимо отладить логистику движения товаров, что не так просто. С другой стороны, Забайкальский край мог бы быть интересен, к примеру, европейским странам с точки зрения реализации инновационных проектов. В суровых условиях забайкальского климата можно проводить испытание технических разработок. Серьезное богатство Забайкалья солнечная энергия, имеются и достаточные площади для размещения солнечных батарей. Также в плане применения альтернативной энергетики можно использовать ветряные установки. Наверное, нужно создать своего рода образ желаемого будущего, найти нашу забайкальскую мечту, тогда мы точно будем знать, в каком направлении нам двигаться.
А.С.: Важно рассматривать в качестве фактора укрепления международных связей не только экономическое сотрудничество, но и гуманитарное. В прошлом году при содействии нашего представительства МИД и Генерального консульства Южной Кореи в Иркутске в Чите состоялся фестиваль корейского кино в кинотеатре Бригантина. Мероприятие проходило в течение трех дней и, на удивление, собрало много зрителей. Фестиваль заинтересовал читинскую молодежь, нашлись даже в столице Забайкалья настоящие поклонники корейской популярной культуры. Японская сторона тоже проявляет интерес к Забайкалью с точки зрения культуры. Сейчас прорабатывается возможность организовать обмен молодежными делегациями между забайкальской Читой и японским городом с таким же названием.
А.К.: На мой взгляд, Забайкалье могло бы стать полигоном для съемок исторических фильмов. Одним словом, наш край может реализоваться в разных сферах взаимодействия со странами мира.
Представляли ли вы предложения в формируемый комплексный план социально-экономического развития Забайкальского края?
А.К.: После подписания губернатором Забайкальского края Натальей Ждановой распоряжения о разработке плана социально-экономического развития региона была создана рабочая группа по подготовке проекта данного документа, в которую входят и специалисты Представительства МИД России в Чите. Мы тоже поделились своими идеями насчет развития Забайкалья. В частности, предложили создать в крае базу для углехимии. В забайкальских недрах находятся огромные запасы угля, теплота сгорания которого невысокая, но его можно применять для производства различных химических веществ. Такой проект был бы рентабельным. Изначально углехимия появилась в Германии в период первой мировой войны. Потом эту идею подхватили в Китае, где имеются большие залежи бурого угля, сейчас продукты переработки угля там активно используются. Считаю, что данное наше предложение и другие вполне реальны и осуществимы. Убежден, что план социально-экономического развития Забайкалья это шанс выйти на иную траекторию роста.
В чужой стране свои законы
Как забайкалец, будучи за границей, может связаться с Представительством МИД России в Чите?
А.С.: На сайте представительства имеется вся необходимая путешественникам информация: памятка, как действовать за границей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, перечень всех консульских учреждений России с адресами, картами и телефонами. В каждом консульстве есть телефон экстренной связи, который работает круглосуточно. В 2016 году наше представительство запустило мобильное приложение Зарубежный помощник, которое любой владелец смартфона может бесплатно установить на свое устройство. С помощью мобильного приложения ситуационно-кризисный центр МИД России получает информацию о гражданах, находящихся за границей, в случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера.
С какими проблемами обращаются наши соотечественники в российское консульство?
А.С.: Самые распространенные случаи это утеря документов, мелкие конфликты с местными жителями, коммерческий спор, гибель соотечественников. Консульскому работнику необходимо выполнять самую разную работу, фактически примерять на себя разные профессии.
А.К.: При этом важно отметить, что многих проблем удалось бы избежать, если бы люди четко понимали, что в чужом государстве действуют свои законы, и если ты совершил правонарушение, то должен ответить за него по законодательству этой страны.
Какую роль в выстраивании международных отношений вы отводите СМИ? Актуален ли на сегодняшний день обмен информацией между изданиями Забайкалья и других стран?
А.К.: Считаю, что это полезно. Недаром прошлый год был годом СМИ России и Китая. За такую работу стоит браться, если решить одну проблему найти переводчика, владеющего языком на высоком уровне. Такие попытки уже предпринимались, но в этом деле нужно проявлять решимость, настойчивость и понимать, что этот путь не усыпан розами. Для читателей подобные материалы были бы интересны. Забайкальцы чаще всего ездят в Маньчжурию, но этот город витрина Китая. Турист составит субъективное мнение о ресторанах, магазинах, но так и не будет иметь представления о жизни китайского народа. В том числе СМИ, наряду с органами власти и общественностью, должны стремиться к созданию положительного имиджа Забайкальского края за рубежом. Только совместными усилиями мы сможем вывести регион на новый уровень, сделать его привлекательным местом на карте для иностранных инвесторов и туристов.