Отец Владислав, немного о себе?
Я родился в 1972 году в Западной Сибири, но считаю себя иркутянином. Вскоре после моего появления на свет семья переехала в Иркутск, к тому же большая часть моей юности была связана именно с этим городом.
Мое обращение к вере совпало со временем, которое именуются духовным возрождением в России. В 1988 году в нашей стране впервые за многие десятки лет стали отмечать Крещение Руси. Это вызвало всплеск интереса к православию. Выбирая, чему посвятить жизнь, я решил стать священнослужителем. Хотя мои родные видели меня кем угодно, но только не батюшкой, и я в какой-то мере поступил наперекор им. Единственным человеком, который меня поддерживал, была моя бабушка. Я очень благодарен ей, она не только крестила меня, но и дала основы религиозности.
Родители на тот момент были людьми, далекими от церкви совершенно. Дедушки атеисты-ученые. Хотя по материнской линии предки на протяжении примерно 200 лет поддерживали династию священнослужителей.
Расскажите о православии в Забайкалье начала 90-х годов XX века?
Приняв священнический сан в Иркутской епархии, я был направлен в Читу, в Свято-Воскресенский храм. Эта церковь была единственным православным храмом, действующим во всем Забайкалье с 1947 года. Большая часть прихожан пожилые женщины, их еще называли белые платочки. Многие из них прошли через репрессии, но сохранили стойкую веру и православные традиции. Быть может, они не были столь сентиментальны, как хотелось бы многим, приходящим в храм, но за их суровостью скрывалось доброе сердце.
Позже на смену им пришли те прихожане, которые в зрелом возрасте открывали для себя истины православной веры. Это люди ищущие, мятущиеся, очень неравнодушные, порой впадающие в крайности. Их еще называют неофиты, новички. Воспитываясь на той духовной литературе, которую удавалось достать и прочесть, они зачастую примеряли на себя образы первых христиан. Другие, напротив, стремились привнести чрезмерную светскость в жизнь церкви.
Неофитство, присущее людям того времени, сохранялось в российских храмах долго. Особенно это касается Забайкалья, поскольку старшее поколение верующих почти не смогло передать свое мировоззрение. К сожалению, в регионе долгое время присутствовало негативное отношение к вере. Был свидетелем нескольких абсурдных и забавных историй, связанных с этим, например, когда несколько интеллигентных женщин, узнав, что я священник, не могли поверить мне. Они утверждали: церкви давно нет, я работаю в театре, а в храме провожу инсценировку…