Денис Юрьевич, Вы участвовали в кадровом проекте Забайкальский призыв. Как узнали об этом мероприятии и что стало решающим фактором для участия в проекте?
В октябре прошлого года совершенно случайно натолкнулся на статью в Интернете, из которой узнал, что руководителем Забайкальского края назначен Александр Михайлович Осипов. Ранее мне с ним доводилось встречаться на мероприятиях, хотя лично мы знакомы не были. Мне стало интересно, что за край. Начал переходить по ссылкам, и мне понравилась фраза Осипова: Буду опираться на местные кадры. (Зачастую мы видим, как некоторые руководители, приходя к власти в регионах, начинают, порой даже не разобравшись в ситуации, увольнять всех. А потом встают перед проблемой, что на самом деле и назначить-то некого).
Мне стало интересно, стал следить за жизнью в Забайкальском крае и вскоре увидел информацию о Забайкальском призыве. Понял, что здесь разворачивается интересная история, и мне захотелось попробовать свои силы.
На самом деле Забайкальский призыв мероприятие очень интересное, было ощущение, что мы там были как в аквариуме. Причем ты должен плавать свободно, но за тобой все должны наблюдать. Иногда ловил себя на мысли, как надо вести в данной ситуации. И сделал вывод: надо вести себя естественно. Если начнешь что-то выдумывать, играть какую-то роль, то ничего не получится.
На основе чего была подготовлена презентация вашего проекта на основе личного опыта или Вам помогали?
Когда ехал в Читу для участия в Забайкальском призыве, была идея заранее подготовиться, но я даже не понимал, какие будут задания. Иногда деловые игры бывают далеки по тематике от сельского хозяйства. Естественно, во время кадрового проекта мы работали в команде. У меня было свое представление о сельском хозяйстве края, его дополняли эксперты, которые были с нами в этом проекте. Опирались на знания участников,
которые были в команде. Я предложил отрасль птицеводство, потому что мне это близко.
Расскажите об этом подробнее.
Птицеводство сейчас переживает не лучшие времена. По России был большой всплеск, сегодня часть птицефабрик начинает банкротиться, некоторые, наоборот, наращивают мощности. Но если говорить о России в целом топчемся на месте. Думаю, что здесь влияет несколько факторов менеджмент, географические условия, тарифы. В Приморье птицефабрикам достаточно сложно выживать, потому что там зерно дорогое. Но Забайкальский край как раз имеет возможность выращивать пшеницу для птицефабрик.
На мой взгляд, надо приглашать сюда бизнес, строить современную птицефабрику, и получится, что зерно будет востребовано внутри региона. А потребляют птицефабрики достаточно много зерна. Когда я работал на Уссурийской птицефабрике, потребление зерна было 90 тонн в день. Это может быть выходом для тех забайкальских селян, перед которыми стоит вопрос рынка сбыта своей продукции.
Надо предлагать бизнесу различные проекты и сопровождать его, а в некоторых случаях нести на руках. Мы должны поменять свою психологию и подходить к инвестору именно с таким отношением. Если говорить о возможном строительстве в Забайкалье птицефабрики, начнем с Росптицсоюза, будем с ними советоваться, посмотрим, кого они порекомендуют. В то же время мы должны понимать, что в этом бизнесе надо не просто произвести товар, но и быть конкурентоспособными. Моя позиция мы должны научиться конкурировать и предлагать товар, не уступающий отечественным аналогам.
В ходе презентации Вы говорили, что в Забайкалье нет зимних теплиц. Насколько реально создать мощности, чтобы покрыть потребность региона в овощах? Что для этого нужно?
На самом деле очень сложный вопрос. Могу сказать, что большая зависимость теплиц от генерирующих компаний это беда. И строить теплицы, привязывая их к монополисту поставщику энергии, это неправильно. Мне посчастливилось съездить в Казань на совещание, где обсуждались насущные вопросы тепличного хозяйства России. Посетили тепличный комбинат Майский. Там 40 гектаров теплиц. Часть из них переведена на газ. Так вот, газовая генерация в два раза дешевле. Необходима альтернатива. Если будем зависеть от поставщика тепла, экономику мы не построим. Надо изучать передовой опыт других стран, в том числе Японии, Китая.
Вы сказали, что в магазинах Читы не увидели местного картофеля. Насколько это проблема острая для региона, ведь картофель продается через частные объявления и на ярмарках?
Сегодня перед нами стоит задача сделать так, чтобы забайкальский картофель стал конкурентоспособным. Что это значит? Он должен быть в супермаркетах города чистым, в упаковке, по привлекательной для покупателя цене. А что мы видим сегодня? Лежит на прилавках картофель производства КНР чистый, рассыпчатый.
Для Читы эту проблему можно решить строительством двух-трех овощехранилищ с сортировочно-моющей линией. Картофель моется, калибруется, упаковывается. Интересный момент: с 1990 года в Забайкалье в два раза уменьшились посевные площади, но в два раза увеличился валовой сбор. Картофель в Забайкалье растет хорошо, вызревает, поэтому при грамотной маркетинговой политике его можно продвигать и в другие регионы.
Почему, на ваш взгляд, в крае слабо поставлена работа потребкооперации? Погружались ли Вы в эту проблематику?
С председателем крайпотребсоюза планирую встретиться в ближайшее время. Вообще, могу сказать, что потребкооперация достаточно сложная тема. Сказать, что потребкооперация решит все проблемы на селе, будет неправильно. Идею надо реализовывать, в том числе и с учетом опыта других регионов.