Пульс стройки века, Наводят мосты такими заголовками и рубриками пестрят страницы газеты Забайкальский рабочий образца 1974 года. БАМ изменит край, объясняет В. Калиничев, начальник Забайкальской железной дороги, отвечая на вопрос, какую роль сыграет Байкало-Амурская магистраль в жизни тогдашней Читинской области, в предвыборной речи Л.И. Брежнев вновь сказал о Байкало-Амурской магистрали, …с которой связано преобразование обширных районов Забайкалья и Дальнего Востока. Это грандиозный план освоения необжитых северных районов особенно радует нас, забайкальцев ведь будущая железная дорога пересечет нашу Читинскую область.
БАМ стройка уникальная. Еще в начале нынешнего века нельзя было осуществить этот проект. Строители не располагали тогда необходимыми техническими средствами для прокладки линий в таких сложных условиях.
Протяженность будущей магистрали более трех тысяч километров от Усть-Кута на западе, до Комсомольска-на-Амуре на востоке. Значительная часть дороги будет проходить по территории Читинской и Амурской областей, поэтому основным заказчиком строительства является Забайкальская железная дорога.
Трасса проходит по необжитой территории, там, где не ступала нога человека. Она пересекает хребты высотой более трех километров, огромное количество впадин, речных долин, марей. Мосты и трубы перешагнут через 3500 водных преград через большие и средние, равнинные и горные реки. На трассе будут пробиты самые длинные в стране железнодорожные тоннели. К этому следует добавить, что БАМ пересечет зоны с высокой, до 10 баллов, сейсмической активностью, здесь широко распространена вечная мерзлота.
Все это привело к необходимости специально для БАМа разрабатывать проекты мостов, тоннелей, зданий, железнодорожного полотна и других обустройств сложного транспортного хозяйства. При строительстве магистрали будет использован богатейший опыт, накопленный в нашей стране.
Магистраль станет самой современной транспортной артерией. Поезда будут возить специально проектируемые мощные тепловозы, новейшая автоматика облегчит труд эксплуатационников. Через каждые 50-70 километров будут сооружены жилые поселки с домами, оборудованными всеми видами благоустройства, включая газификацию. Такие специально спроектированные для севера дома уже строятся на станции Тында. В них предусмотрена улучшенная планировка, увеличена высота помещений, первый этаж предназначен для стоянки личного транспорта, хранения продуктов и т.д. В укрупненных поселках железнодорожников строители оставят детские сады, и ясли, школы и больницы, клубы и столовые, торговые центры и спортивные сооружения. Предусмотрено строительство пионерских лагерей, баз отдыха, тепличного хозяйства и курортов на местных минеральных водах.
Намечается строительство современных вокзалов, локомотивных и вагонных депо, высокомеханизированного грузового хозяйства. Все это непросто осуществить и в обычных условиях, но на БАМе для этого и от проектировщиков, и от строителей потребуется большой творческий труд.
Сооружение транспортных магистралей всегда создает условия для размещения и развития производительных сил. Это особенно важно для районов, через которые пройдет БАМ, ведь в зоне тяготения магистрали сосредоточены крупные запасы древесины, цветных металлов, каменных коксующихся углей, железной руды, слюды и других богатств. И среди месторождений огромное и богатое по содержанию Удоканское меднорудное.
Без преувеличения можно сказать, что БАМ будет иметь для советского народа огромное значение. Она обеспечит кратчайший и экономически выгодный выход к портам Дальнего Востока, на несколько сотен километров сократится пробег поездов к берегам Тихого океана, новая дорога послужит дальнейшему расширению торговли, облегчит экспортные поставки различных товаров.
Для ускорения строительство магистрали будут вести из нескольких точек: от станций Лена, Комсомольск-на-Амуре и Тында в обе стороны на запад и восток. Сейчас началось от Усть-Кута и продолжается строительство участка Бам-Тында протяженностью 180 километров. В текущем году будет открыто движение рабочих поездов до 132 километра. Этот участок является испытательным полигоном для подготовки к строительству большого БАМа, здесь опробываются новые методы, прогрессивная технология, испытываются различные конструкции опор и фундаментов для мостов…