В конце марта во всех районах Читы прошли общественные слушания по проекту строительству троллейбусной линии в поселок КСК.
Про этот мега-замысел, вошедший сейчас в проектную стадию, в принципе известно довольно многое. Однако, Забайкальский рабочий, внимательной послушав представляющего проект руководителя МКУ Городские дороги Александра Вишневского, решил обратить внимание на некоторые детали и особенности этой глобальной дорожно-транспортной истории.
Мощь инженерного замысла
Самостоятельного номера запроектированный маршрут, скорее всего, не получит. По замыслу городских властей, до поселка КСК продлят троллейбус № 3, курсирующий с середины 70-х годов от ТРЗ до микрорайона Сосновый Бор. По новой схеме, его продлят из района Пожарки через путепровод на Чите-1 и проспект Советов до кольца по ул.Магистральная. Оттуда ветка пойдет через улицу Кирзаводская и района Зенитки до озера Кенон. Оттуда через улицу Рахова в поселок Текстильщиков. Заканчиваться маршрут будет в районе инфекционной больницы по улице Весенняя. В том же районе построят еще одно троллейбусное депо обслуживать новую линию с помощью действующего тролллейбусного парка в Северном будет технически сложно.
Общая протяженность трассы под новый троллейбус составляет более 18 километров, она пройдет по территории всех четырех районов Читы.
Семь улиц под новую линию капитально расширят (до 15 метров проезжей части), остальные обещают отремонтировать и реконструировать. Обещают городу и совершенно новую улицу Девичью в одноименном районе Девичья Сопка. Сейчас там плохонькая грунтовка, а хотят сделать шоссе. Запланирован снос некоторых зданий и строительство грандиозных инженерных сооружений. Например, общая длина путепровода через Транссиб в районе Зенитки (с подъездами) будет составлять около 2 километров. Кстати, после его строительства ЗабЖД обещает закрыть многострадальный автопереезд на Зенитке, где в ожидании проезда поезда порой можно прожать около часа.
Удвоение троллейбусов
Планируется, что на маршруте будет работать 50 троллейбусов, что по факту удвоит количество электротранспорта в городе сейчас Троллейбусное управление выпускает на улице города в среднем 57-58 машин. Есть вероятность, что покупать новый электротранспорт городу не придется.
Есть вероятность, что работать там будут троллейбусы, которые на безвозмездной основе передаст Москва. В Интернете легко можно найти, что практика, когда столица России отдает в регионы свой общественный транспорт, давно является повсеместной.
Беглый поиск показывает, что бэушные московские автобусы, троллейбусы и трамваи работали и работают Архангельской, Брянской, Калужской, Ивановской, Мурманской, Оренбургской, Орловский, Саратовской, Тамбовской областях, республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия Алания, Алтай, СахаЯкутия, Абхазии и Приморском крае.
Скоро к этой компании, похоже, присоединится и Забайкалье. И ничего такого в этом нет. Технику, если верить Интернету, Москва отдает почти новую со средним сроком эксплуатации не более 3 (трех) лет.
Почему через Зенитку?
Строительство троллейбусной линии вдоль сегодняшнего маршрута, по которому на КСК курсирует общественный транспорт через улицы Недорезова, Байкальская и Авиационная на первых порах действительно рассматривалась. Отказаться от него пришлось из-за четырех (!) пересечений с железнодорожными ветками, отходящими от Транссиба. Если бы через них перекидывать путепроводы, то дорога превратиться в дикий конгломерат спусков и подъемов, что неминуемо скажется на пробках и дорожно-транспортной обстановке. К тому же возможностей расширения дороги на большей части вышеназванного маршрута не существует в принципе.
Вторым фактором, заставившим пускать троллейбус через Зенитку, стал федеральный проект Экология и его региональная калька Чистый воздух, целью которых является сокращения загрязненности воздуха.
Окончательный маршрут троллейбусной ветки на КСК как раз и проходит через самые экологически неблагополучные районы Читы. Поэтому городскому электротранспорту и выпало честь уравновесить своей экологичностью атмосферные выбросы железной дороги и частного сектора не Зенитке.
Необходимое послесловие
В общем, на бумаге все выглядит интересно, мощно и смело. Осталось только одно. Довести всё до ума и хотя бы начать строительство. По планам до мая 2021 года автор проекта ООО Крымстройпроект должен его закончить и провести через госэкспертизу. Строительство планируется провести в 2022-2026 году. Увы, но в контексте того, что троллейбус на КСК тянут почти 40 лет, и в переводе с российских реалий это вполне может означать: После дождичка в четверг толи будет, толи нет.
Впрочем, надежда признаки жизни еще не теряет, и все происходящее, по крайней мере, вызывает живой оптимистический интерес: А вдруг в этот раз получится…. Очень хочется, чтобы получилось.