Меню
16+

«Забайкальский рабочий», Официальный сайт ежедневной краевой общественно-политической газеты

20.05.2020 08:57 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Компьютер вместо доски и мела

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Фото Евгения ЕПАНЧИНЦЕВА.

Образовательная отрасль, и без того имеющая немало проблем, в настоящее время столкнулась с новыми вызовами. Пандемия коронавирусной инфекции заставила иначе взглянуть на ситуацию в образовательной сфере — стало понятно, насколько значимую роль играет наличие сети Интернет, обеспеченность образовательных учреждений современными технологиями. Какие болевые точки имеются в отрасли, и главное — каковы пути решения наиболее актуальных проблем? На эти вопросы попытались ответить наши эксперты.

«Важно оказать поддержку учителям»

Наталья БЯНКИНА, эксперт в сфере образования Забайкальского края:

— Введение ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, изменили привычный уклад жизни. В очень короткие сроки система образования Забайкальского края была вынуждена перейти на удаленный режим работы. С техническими и организационными трудностями столкнулись все участники образовательного процесса. Педагогам нужно было осваивать, в самые короткие сроки новые приемы работы: адаптировать образовательную программу к дистанционному формату, изучать и применять новые цифровые технологии, онлайн-платформы, налаживать обратную связь с коллегами, обучающимися и родителями в дистанционном формате. С проблемами столкнулись и сами обучающиеся, ведь далеко не каждая семья имеет технические возможности для дистанционного обучения. Также страдают дети от дефицита общения между сверстниками.

Да, трудно, столкнулись с проблемами, но благодаря активному участию в национальном проекте «Образование», можно поэтапно решить проблемы, связанные с созданием необходимой современной инфраструктуры, обновлением содержания образования, успешной подготовкой соответствующих профессиональных кадров, созданием эффективных механизмов управления системой образования.

Например, реализация мероприятий регионального проекта «Современная школа» позволит обновить материально-техническую базу образовательных организаций, увеличить количество дополнительных мест в школах, создать центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

В рамках участия в национальном проекте «Демография» запланировано создание добавочных мест для получения дошкольного образования.

К концу 2024 года планируется создать во всех образовательных организациях современную цифровую образовательную среду, способную обеспечить высокое качество и доступность образования. За счет субсидий приобретаются технические и программные средства. Это не заменит очное образовательное пространство, но даст возможность для расширения образовательных услуг.

Инициатива и участие учреждений среднего профессионального образования в конкурсе Министерства просвещения РФ на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий дает возможность создать мастерские, оснащенные современным оборудованием, по четырем, а в прошлом году по пяти востребованным компетенциям. Следует отметить, что два учреждения СПО стали победителями конкурсного отбора на 2020 год. На базе созданных мастерских смогут реализовываться сетевые образовательные программы, программы дополнительного профессионального образования, осуществляться подготовка к чемпионату «WorldSkills Russia» и демонстрационному экзамену, что очень важно для развития забайкальского молодежного потенциала.

Образовательная деятельность в дистанционном формате в режиме самоизоляции ещё раз подчеркнула значимость учителя и важность воспитания для всех участников образовательного процесса. Педагогическая интеллигенция всегда была и будет в центре образовательной системы. Сегодня, как никогда важно и нужно оказать всестороннюю поддержку учителям, в том числе через качественные и актуальные программы повышения квалификаций в сфере информационных технологий. Реализация мероприятий регионального проекта «Учитель будущего» позволит создать центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов.

Также, в текущем году будет открыт центр опережающей профессиональной подготовки для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям.

Консерватизм уже не в моде

Наталия ШИБАНОВА, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания:

— Современные вызовы в сфере образования актуальны не только для Забайкалья, но и для всей России. Отмечу, что дистанционное обучение активно применялось в регионе с 2011 года, но тогда на дистанте находились около шести тысяч детей, которые получали дополнительные образовательные услуги в рамках курсов, которые предлагались дистанционно либо в случае отсутствия учителей по предмету дети учились дистанционно в школе. Классы для такого обучения были специальным образом оборудованы. На тот момент у нас была неплохо подготовлена система дистанционного обучения, многие педагоги прошли курсы повышения квалификации по ведению дистанционного обучения. Но тогда не ставилась задача массового охвата детей. Когда мы были вынуждены уйти на самоизоляцию, пришлось столкнуться с новыми форматами работы, когда обязательная образовательная программа уходит в дистант, а педагог и ребенок попадают в новую — виртуальную реальность. Для части педагогов перейти к такой форме обучения не составило труда. К примеру, преподаватели краевого лицея-интерната быстро сориентировались и переключились на онлайн-платформы, принялись активно готовить выпускников к ЕГЭ. Или Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа всегда использовала систему дистанционного обучения для проведения дополнительных образовательных событий и консультаций и также не испытывала никаких проблем. Мы проводили обучение учителей начальных классов, потому и они были готовы к переменам. Однако есть немало педагогов, которые придерживаются консервативного подхода к образованию, когда учитель привык работать у доски.

Дистанционное обучение стало серьезным социальным вызовом и для родителей. К сожалению, существенная часть родителей занимает пассивную позицию по отношению к своим детям. Родители берут на себя функции присмотра и ухода за ребенком — стараются в большей степени удовлетворить его витальные потребности, нежели духовные. А теперь родители осознали, что ребенок требует внимания, причастности к его жизнедеятельности. Поэтому в семьях, в которых родители не стимулировали учебную самостоятельность детей, возникали серьезные проблемы. Разумеется, за месяц с небольшим работы в таком формате ситуация устоялась. Но важно понимать, что если даже электронные системы будут работать идеально, нельзя исключать человеческий фактор. Надеемся, что 1 сентября мы выйдем на традиционный формат обучения. Однако теперь постоянно нужно будет применять не только классно-урочный формат работы, но и включать элементы дистанционного обучения. Это будет непросто, учитывая логистику, наличие приграничных территорий. Кроме того, в 68 поселениях Забайкалья нет сети Интернет и сотовой связи, 124 поселения имеют неустойчивую сотовую связь и Интернет. Важен факт, что Интернет есть во всех школах, но при этом не во всех населенных пунктах. Вот и сложилась абсурдная ситуация, когда в образовательном учреждении Интернет есть, а дома у школьника нет. Пришлось находить выход из положения — допускать обучение в традиционном формате либо применять очно-заочную форму обучения. Тут нам пригодились школьные автобусы, с помощью которых учащимся подвозили домашние задания и забирали выполненные.

Осложняется учебный процесс еще и отсутствием у детей технических средств. Из 146 тысяч забайкальских учащихся порядка 24 тысяч не имеют необходимых электронных устройств. Как правило, это дети из сельской местности или же воспитывающиеся в малоимущих семьях. Также возникают сложности, когда в семье два и более учеников, но имеется только одно техническое устройство. Мы ищем различные способы решения данной проблемы. К примеру, партия «Единая Россия» совместно с Правительством России, Агентством стратегических инициатив разработали программу поддержки школьников, оказавшихся на дистанционном обучении, «Помоги учиться дома».

В целом же для обеспечения полноценного дистанционного обучения, нужно решить важнейшую инфраструктурную проблему — обеспечить населенные пункты Забайкалья сотовой связью и высокоскоростным доступом к сети Интернет.

Необходима постоянная модернизация

Елена ШЕСТАКОВА, председатель Забайкальской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— Профсоюз образования в первую очередь, волнуют вопросы социальных гарантий, предоставляемых педагогическим работникам, в частности — оплата труда. Краевой комитет Профсоюза письменно обращался в адрес губернатора и Правительства Забайкальского края с требованиями довести базовые оклады педагогических работников до минимального размера оплаты труда. Ответы мы получили, но пока все необходимые нормативные документы в разработке. Сегодня базовый оклад остается ниже МРОТ, поэтому педагогу приходится работать больше, чем на ставку. Разумеется, причиной этому служит еще одна актуальная проблема — нехватка педагогических кадров. В сфере дошкольного образования имеется проблема с дифференциацией в системе оплаты труда. На сегодняшний день воспитатель, имеющий педагогическое образование получает заработную плату на одном уровне с помощником воспитателя. Отсутствует дифференциация в оплате труда квалифицированного и неквалифицированного работника.

Необходимость применения дистанционного обучения высветила множество проблем. Одна из них — недостаточная обеспеченность образовательных организаций техническими средствами. Думаю, что Минобразования края проведет мониторинг и выяснит, насколько хорошо образовательные организации края оснащены мультимедийными технологиями и Интернетом, что им необходимо для ведения качественной работы. Обратите внимания на то, что персональный компьютер устаревает примерно через три года, мобильные телефоны мы меняем каждые год-два. Так и система образования нуждается в постоянной модернизации.

Дистанционное обучение показало, что необходимо переходить на новый уровень подготовки учителей, а также оказывать поддержку малообеспеченным семьям, дети в которых не могут получать задания от учителя по той причине, что не имеют ни телефона, ни Интернета.

Еще одна проблема, требующая скорейшего решения — привлечение в отрасль молодых педагогов. В этом плане мы сотрудничаем с краевым Минобразования. В регионе создана Ассоциация молодых педагогов. Но, несмотря на наши совместные усилия, молодые педагоги не задерживаются в образовательных организациях. Думаю, что причина в низкой заработной плате для специалистов без стажа и квалификационной категории. Играют роль и жилищные условия. Буквально на днях мы подвели итоги отбора по программе «Земский учитель». 22 педагога должны отправиться в села Забайкалья. Но они могут не заключить трудовой договор, если их не устроят условия труда и быта. Так что над этим тоже необходимо работать.

Довольно часто доводится слышать, что образовательная отрасль «съедает» почти 70 процентов регионального бюджета. Но, если мы хотим, чтобы наши юные земляки выходили из школы грамотными и подготовленными к жизни, если мы желаем жить в сильной и развитой стране, то нам нужно решать проблемы в образовательной отрасли.

Сельские школы надо сберечь

Дарима ДОРЖИЕВА, депутат комитета по молодежной политике и спорту Законодательного Собрания Забайкальского края:

— В связи с пандемией коронавируса система образования в Забайкалье, как и во всей России, столкнулась с таким явлением, как массовый переход на дистанционное обучение. Это вынужденная мера для обеспечения образовательного процесса и она стала серьезным вызовом для всех уровней регионального образования. Как оказалось, не все образовательные организации края были готовы к такому развитию событий, хотя есть и такие школы, у которых имеется довольно неплохой опыт реализации дистанционного обучения. Для тех, кто «просел» в этом, главная проблема заключается в том, что материально-техническая база не соответствует требованиям, предъявляемым к современному дистанционному образованию. Во многих поселениях Забайкалья отсутствуют сотовая связь и Интернет, у большей части детей нет необходимых гаджетов. Наиболее сложная ситуация сложилась в сельских отдаленных малокомплектных школах, где нет возможностей для проведения уроков в режиме онлайн. Поэтому там вынуждены применять любые иные формы, вплоть до выставления тетрадей с заданиями в коробках. И это не дистанционное обучение в том виде, в каком оно должно быть. Дистанционное обучение — не аналог классно-урочной формы, это индивидуализированная форма образования, основанная на деятельностном подходе, и которая может быть реализована по запросам детей и родителей, а учитель здесь выполняет роль тьютора — то есть он осуществляет сопровождение ребенка по индивидуальной образовательной траектории. Но образовательные учреждения края в общей массе оказались не готовы к такому подходу.

Еще один вызов современной образовательной системы заключается в том, что мы обязаны обеспечивать нормальное качество образования с использованием новых технологий, в том числе и цифровых.

Другая первостепенная задача — сохранить сельские малокомплектные школы. Забайкалье — регион с особенным климатом, потому здесь нельзя укрупнять школы по примеру западных субъектов. Для этого в крае предпринимается ряд мер — к примеру, участие края в федеральной программе «Земский учитель». Уже состоялся отбор 22 претендентов. Однако такого количества педагогов недостаточно, чтобы полностью удовлетворить потребность в кадрах. Чтобы привлечь специалистов, важно решить вопрос с заработной платой. В связи с переходом на «дистанционку» эта проблема стала острее. Педагоги столкнулись с большой нагрузкой, не соответствующей заработной плате. Нужно вести речь о том, что сегодня средняя заработная плата педагогов должна равняться средней нагрузке, а это 18 часов.

Острой остается проблема оснащенности материально-технической базы учебных заведений. Если в учреждениях СПО в этом плане что-то предпринимается, то к среднему образованию большие вопросы.

Таким образом, чтобы качественно реализовывать федеральные образовательные стандарты, мы должны увеличивать расходы на образование. Поэтому нужно пересматривать нормативы финансирования, увеличить субвенции. Но данная проблема должна решаться пошагово. Важно обеспечивать образовательные учреждения сетью Интернет и технологиями, если мы хотим быть на уровне других регионов России.

Не все готовы к смене ролей

Татьяна КЛИМЕНКО, член Общественной палаты Забайкальского края, декан психолого-педагогического факультета ЗабГУ:

— Вызовов в краевой системе образования, конечно, целый ряд. Один из основных — это осуществление перехода к системе цифровизации, и этот процесс осложнен тем, что имеются проблемы с устойчивой сотовой связью. 24 тысячи забайкальских школьников из 146 тысяч не имеют сегодня возможности обучаться в дистанционном режиме, потому что у них нет Интернета, нет гаджетов. В таких условиях учителю приходится непросто — он вынужден готовить по три пакета уроков: в режиме онлайн, для связи по мобильному телефону и на бумажном носителе. В результате у некоторых педагогов суточная нагрузка составляет 14 часов. Меня интересовал вопрос — могут ли малокомплектные сельские школы в поселениях, где нет больных коронавирусом, продолжать учебный процесс в традиционной форме. Краевой Роспотребнадзор дает такое право по согласованию с муниципальными органами власти. Вот только главы муниципалитетов в большинстве своем не решились на этот шаг.

Второй серьезный вызов в системе образования — это изменение функции учителя, от которого требуется совершенно иной подход к преподаванию. Нередко приходится слышать, что, мол, детей плохо учат. Но дело в том, что будущие педагоги приходят к нам из школы, а мы пытаемся уже сформировать из них профессионалов. Но, когда они покидают вуз, мы сами мучаемся оттого, что не до конца довели их, не сформировали. Считаю, что бакалавр не должен сразу идти работать в школу — ему нужно еще какое-то время проходить стажировку на рабочем месте. За четыре года обучения ему недостаточно практики, он не готов в полной мере как учитель. Когда-то на федеральном уровне звучали предложения внести в закон об образовании раздел о педагогической интернатуре, но Госдума не поддержала эту инициативу. Только те, кто проходит магистратуру, обладают педагогическим мышлением, владеют исследовательским подходом. Вот они уже готовые педагоги, но таких всего 20 процентов от общего количества выпускников. Поэтому мы стараемся повышать квалификацию бакалавров. Убеждаем директоров школ, чтобы те принимали бакалавров на работу, давали им более высокий разряд, позволяя закрепиться в школе.

Меняется сейчас и роль ученика, который должен быть мотивирован на самостоятельное получение дополнительных знаний. Однако период самоизоляции показал, что далеко не все к этому готовы. Большая часть родителей испытали трудности в связи с подготовкой детьми домашних заданий. Самоизоляция обнажила проблему ответственного родительства. Стало очевидным, что родители должны не столько помогать ребенку в обучении, сколько выстраивать его режим дня, организовывать досуг, увлекать и занимать.

На мой взгляд, сложившаяся ситуация дала понять, что сегодня необходимо восстановить школьное телевидение. Вспомните, как раньше по телевизору можно было посмотреть уроки для школьников. Сейчас открытие таких телеканалов очень помогло бы в образовательном процессе.

Подводя итог сказанному, подчеркну, что считаю необходимым решить в крае важнейшую инфраструктурную проблему — провести качественную мобильную связь и Интернет. Второй момент — нужно заботиться об обеспечении школ и отдельных учащихся техническими средствами. Но мы понимаем, что в одночасье данную проблему не решить. Однако мы должны вынести урок из сложившейся ситуации с коронавирусом, сделать выводы, с какими трудностями столкнулась образовательная система края. Исходя из этого, нужно формулировать задачи на перспективу.

«У нас замечательные условия для работы»

Ольга ПУРТОВА, учитель английского и китайского языков школы № 11 Читы, финалист конкурса «Учитель года России — 2019»:

— На мой взгляд, очень сложно выделить проблемы в системе образования Забайкальского края, ведь у каждой организации они свои, поэтому буду говорить о том, что замечаю лично я. Я благодарна судьбе и нашему краю за то, что мне посчастливилось представлять регион в финале конкурса «Учитель года России», где я узнала о том, что западное педагогическое сообщество организует огромное количество мероприятий для педагогов: фестивали, слеты, форумы, — одним словом, площадки для развития и продвижения педагогического мастерства. Думаю, что в ближайшем будущем у нас появится возможность чаще выезжать в другие города, делиться опытом и учиться новому.

Материально техническая база нашей школы отличная. Конечно, всегда есть, к чему стремиться, но, побывав в разных школах города, могу сказать смело — у нас замечательные условия для работы.

Проблемы в сфере образования были всегда, но в нашем крае стремятся их решать. Если мы взглянем на статистику участия забайкальских школьников в различных мероприятиях, а также посмотрим на их достижения, то увидим, что нам есть, чем гордиться. Разумеется, в системе образования не хватает педагогов. Чтобы решить эту проблему, на мой взгляд, необходимо разработать план поддержки учителей, независимо от возраста и стажа, чтобы, как говорится, в «нашем полку» прибывало.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.