Важным направлением развития финансового рынка в нашей стране является рынок облигаций. Пока еще не очень популярный, но перспективный, он активно становится альтернативой банковскому кредитованию для предприятий.
О том, что это за инструмент, как он работает и есть ли в Забайкалье успешные примеры выпуска облигаций, нам рассказал заместитель управляющего Отделением Чита Банка России Евгений Овечкин.
Евгений Витальевич, расскажите, пожалуйста, что такое корпоративные облигации и для чего они нужны?
Облигация это ценная бумага. Компании выпускают облигации, для того чтобы повысить эффективность своей деятельности. Процедура проста предприятие, которому необходимы средства для работы, выпускает облигации, их приобретают инвесторы. Через определенный срок облигации погашаются, и инвесторы получают свои деньги назад с процентами.
Так сложилось, что предприятия, которым нужны деньги, идут в банк за кредитом и другого инструмента не знают. Достойное дополнение к кредиту корпоративные облигации. В зависимости от особенностей выпуска и обращения различают три вида: классические, биржевые и коммерческие. Наиболее удобный способ привлечения денежных средств для небольших компаний коммерческие облигации.
В чем плюсы рынка облигаций?
Компании самостоятельно устанавливают параметры займа, база инвесторов достаточно широка. Инвесторы не вмешиваются в управление текущей деятельности компании. Также выпуск облигаций формирует публичную кредитную историю и положительный имидж предприятия. Все это в дальнейшем, при повторном размещении облигаций, позволяет снизить стоимость займов. Инвесторы же, приобретая облигации у разных эмитентов, могут разделить свои вложения, а, следовательно, и риски.
Конечно же, при выборе инструментов финансирования предприятия должны соотнести свои потребности с возможностями и решить, в каком случае им выгодна работа с облигациями, а в каком банковское кредитование.
Чем привлекательны для бизнеса именно коммерческие облигации?
Выпускать коммерческие облигации могут и общества с ограниченной ответственностью, и акционерные общества после полной оплаты их уставного капитала. При этом требования к финансовому положению и срокам существования предприятия отсутствуют. Это делает инструмент привлекательным для молодых компаний.
Однако упрощенный порядок выпуска коммерческих облигаций не отменяет элементарных требований к заемщикам: наличие эффективной бизнес-модели, разумная долговая нагрузка и благонадёжность предприятия.
Как предприятию найти инвесторов? Кто может им стать?
Искать нужно не инвесторов, а организаторов облигационных выпусков. Ими могут быть банки, брокерские компании, те, у кого есть постоянная инвесторская база клиенты, которым они продают облигации. Покупают же облигации страховые компании, банки и все чаще простые граждане.
Организаторы облигационных выпусков помогают и в подготовке документации, и в реализации коммерческих облигаций. Информацию о них можно найти на сайте Национальной финансовой ассоциации, которая занимается у нас в стране развитием рынка ценных бумаг (http://www.nfa.ru) в разделе Развитие рынка/ Клуб организаторов облигационных выпусков.
Есть ли примеры размещения корпоративных облигаций в Забайкальском крае?
В Забайкальском крае есть положительный пример. В 2017 году на рынок облигаций вышла одна из крупных сельскохозяйственных компаний. Это первая компания в крае, которая оценила преимущества продукта. Если говорить о регионах Сибири, корпоративные заемщики разместили 24 выпуска облигационных займов всех видов более чем на 120 миллиардов рублей.
На Ваш взгляд, какова перспектива развития рынка облигаций?
Популярность инструмента только начинает расти, но в ближайшие годы корпоративные облигации могут стать одним из самых востребованных способов оперативного привлечения денежных средств.
Беседовала Мария ПАРИНСКАЯ.