Для бизнеса и его развития всегда актуален вопрос привлечения финансовых ресурсов. Где их взять, почему обращаться можно и нужно не только в банки и когда необходимо задуматься о выпуске облигаций, мы поговорим с Алексеем Белобородовым, управляющим Отделением Чита Банка России.
Алексей Семенович, когда речь идёт о заёмных средствах, первая мысль, которая приходит в голову – банк. Правильно ли это и есть ли ещё варианты?
Верно, банковский кредит является самым привычным из финансовых ресурсов. Однако есть разные способы обеспечить бизнес деньгами. Все зависит от потребностей и жизненного цикла компании. На этапе возникновения обычно используют собственный капитал, помощь частных инвесторов, обращаются за господдержкой. На стадии становления – в государственные МФО и венчурные фонды, предоставляющие инвестиции стартапам. Развитию и росту служат банковские кредиты, инвестиции, а также лизинг и факторинг. На этапе зрелости решить вопрос финансирования может выход компании на фондовый рынок, где предприятия могут привлекать финансирование через облигации.
Банк России внедряет и поддерживает инструменты финансирования, альтернативные банковскому кредиту. Это расширяет возможности бизнеса по выбору наиболее подходящего и комфортного способа привлечения средств.
Давайте поговорим про облигации. Что это и как они работают?
Если говорить понятным языком, то облигации – это своего рода долговые расписки. Покупая облигации, люди (инвесторы) таким образом дают свои деньги взаймы эмитенту. Через установленный заранее срок эмитент возвращает долг, а до срока погашения выплачивает проценты по облигациям – купоны.
В чём преимущества и принципиальные отличия облигаций от банковского кредитования?
Облигации дают возможность привлекать без залога на длительные сроки значительные объемы финансирования для любых проектов. Банки же контролируют целевое использование средств и предъявляют повышенные требования к обеспечению.
Если в банках параметры займа определяются кредитором, то в случае с облигациями организация сама может выбрать срок и объем эмиссии, условия обращения и погашения и затем управлять заёмными средствами. Устраняется зависимость от одного-двух кредиторов, а инвесторы не вмешиваются в управление финансовой деятельностью компании. Создаётся публичная кредитная история фирмы-эмитента, которая формирует имидж надежного заемщика, узнаваемость бренда и доверия к нему. При выполнении своих обязательств в дальнейшем можно привлекать средства по более низкой ставке. Важно и наличие мер государственной поддержки эмитентов. В настоящее время субсидии предоставляются субъектам МСП, осуществившим размещение облигаций в 2019-2023 годах, в целях компенсации части затрат по их выпуску и выплате купонного дохода. Всё это позволяет реализовать масштабные инвестпрограммы и развивать бизнес.
Преимущества очевидны. Расскажите о биржевых облигациях?
Это наиболее востребованный и распространенный вид облигаций. Биржевые облигации выпускаются по упрощенной схеме, регистрацию и одновременно допуск к торгам которых осуществляет фондовая биржа. В России основными площадками для обращения биржевых облигаций являются ПАО Московская Биржа и ПАО «СПБ Биржа».
Биржа проверяет эмитента на предмет выполнения определенных требований и заинтересована в том, чтобы компания обладала всеми признаками благонадежности.
Какая динамика у российского рынка облигаций?
Российский рынок корпоративных облигаций, т.е. выпускаемых компаниями и предприятиями, динамично развивается. В 2023 году он прирос на рекордные за 10 лет 5 трлн рублей и достиг 23,9 трлн рублей. Наблюдалось и увеличение активности инвесторов-физических лиц, причем около 72% денежных средств были вложены в корпоративные облигации. Объем рынка в настоящее время порядка 24,7 трлн рублей. Мы видим, что интерес как бизнеса, так и инвесторов, к использованию таких инструментов имеется.
Вы можете привести примеры выхода региональных компаний на публичный рынок?
Да, такие примеры есть. В 2023 году компания, занимающаяся обеспечением тепловой энергией жителей региона, дважды выпустила облигации на общую сумму свыше 5 млрд рублей: дебютный выпуск – трёхлетние облигации и второй выпуск – со сроком погашения четыре года. Облигации оказались востребованы среди инвесторов, в том числе значительную часть предложения приобрели физические лица, что соответствует тренду высокого интереса розничных инвесторов к бумагам предприятий энергетического сектора. Облигационные займы позволили привлечь существенный объем среднесрочных финансовых средств в экономику предприятия для реализации намеченных планов.
Каковы базовые требования есть к потенциальным эмитентам и где можно узнать об этом подробнее?
Требования такие: компания-налоговый резидент должна работать на рынке более трёх лет, получать выручку от 120 млн рублей и не находится в состоянии банкротства, ликвидации или реорганизации. Перечень требований не исчерпывающий.
Чтобы получить информацию по регистрации биржевых облигаций, провести самостоятельную оценку соответствия критериям для понимания возможности выхода на рынок публичного долга, можно обратиться к соответствующим сайтам фондовых бирж и получить обратную связь по интересующим вопросам.
В заключение расскажите о ваших планах по развитию биржевых облигаций для бизнеса на территории Забайкальского края?
Мы провели опрос и оказалось, что бизнес знает об эмиссии облигаций очень мало. Поэтому в этом году мы планируем адресные коммуникации по вопросам привлечения финансирования с помощью биржевых облигаций, рассылку брошюр, буклетов и других информационных материалов.
Также рассчитываем организовать встречу с потенциальными эмитентами – теми организациями, которые соответствуют основным критериям и проявляют к этому интерес. Очень надеемся на активную позицию наших предпринимателей. О мероприятии мы обязательно сообщим дополнительно.