В 1980-е годы на улицах Читы можно было увидеть десятки табличек с названиями заводов, цехов, управлений и т. д. На заводских проходных размещалась информация о требующихся инженерах, токарях, литейщиках. В районах Читинской области работали предприятия горно-обогатительного производства, местной промышленности, село гордилось своими механизаторами, доярками, полеводами.
А что сегодня? На улицах города объявления о продажах квартир в связи с отъездом и масса торгово-развлекательных центров. И это практически все.
Более того, когда бюджет края в большей мере формируется за счет отчислений работников бюджетной сферы это тупиковый путь. Искать сегодня виновных неконструктивно, ведь экономика Забайкальского края все предыдущие годы строилась на горнодобывающей промышленности, предприятиях железной дороги и Забайкальского военного округа, которые были основными потребителями производимой селом продукции.
Но нет сегодня военного округа, РЖД резко сокращает свое присутствие в крае. Продукция, выпускаемая ранее горно-добывающими предприятиями: литий, тантал, ниобий, олово, вольфрам и молибден, имела основное применение на предприятиях ВПК и электроники. В постперестроечный период это, естественно, оказалось невостребованным и вызвало практически полное закрытие этих предприятий. Вот реальное положение, в котором оказался Забайкальский край в условиях рыночной экономики.
Да и как сегодня работать нашим еще оставшимся предприятиям, когда по итогам 2017 года министр финансов России Антон Силуанов подводит следующий итог: Фискальная нагрузка на экономику в целом составила 30,8% ВВП, что чрезмерно снижает российскую конкурентоспособность. В других странах нет такой нагрузки.
Как в такой ситуации будет чувствовать себя любой житель нашего края? Ответ прост искать лучшую долю за его пределами, что сегодня и происходит: край покидает самая активная часть нашего населения. Как в такой ситуации можно выполнить обозначенные президентом первоочередные задачи, стоящие перед российскими регионами: увеличение числа проживающих в регионах; повышение благосостояния; создание комфортной среды проживания и т.д.
Ответ может быть только один создание новых рабочих мест с учетом современных требований.
Исходя из вышеизложенного и в целях создания равных условий работы, логичным кажется разработка и внедрение в кратчайшие сроки самостоятельной действенной программы развития Забайкальского края. В ней необходимо решить следующие моменты.
1. Введение для всех предприятий с годовым оборотом до 500 миллионов рублей, зарегистрированных и работающих на территории края, налога в объеме 6% от оборота.
2. Установить ставку НДС для предприятий края в объеме 10% сроком на 5 лет.
3. Определить опорный банк для кредитования стартового и оборотного капитала предприятий края с процентной ставкой для сельхозпроизводителей не более 8%, для промышленных не более 10% сроком на 5 лет.
4. Восстановить в рамках Забайкальской железной дороги полноценный производственно-хозяйственный цикл с прекращением дальнейшей оптимизации.
5. В целях сохранения потенциала бывшего Забайкальского военного округа создать в Чите научно-технический центр Министерства обороны РФ по примеру центра в Анапе. Данный вопрос очень важен, так как краевой центр остро нуждается в создании наукоемких производств, которые позволят создать привлекательность инженерного труда и, как следствие, прекратить отток молодых специалистов.
6. Создать действенную инфраструктурную сеть в районах края и краевом центре по сбору и твердой ценовой и оперативной оплате продукции фермеров и сельхозпроизводителей края со строительством недостающих пунктов хранения и переработки с последующим направлением готовой продукции (мясо, масло, сыр, мясные консервы) в госрезерв сроком на 5 лет.
7. Создать в крае научно-производственный центр по развитию овцеводства с обязательной переработкой шерсти, кожсырья и выпуском конечной продукции на территории края.
8. Учитывая имеющийся на территории края потенциал структурных подразделений Росатома, проработать вопрос о размещении мобильных ядерных установок с целью оперативного обеспечения вновь вводимых энергоемких производств и населенных пунктов.
Убежден, что всё это позволит на деле хотя бы выровнять возможности края по сравнению с другими регионами, где за предыдущие годы (советские) были созданы предприятия конечного цикла.
Ведь нет вины никого из жителей края, что здесь производили только сырье, которое позволяло укреплять оборонный потенциал нашей страны и развивать наукоемкие производства на территории других краев и областей.
Кроме этого положительное решение данного вопроса будет реальным посылом веры жителей края в завтрашний день и в последующем сполна вернет все затраченные средства в государственную казну.
Данная работа реальна для выполнения силами ученого сообщества совместно с министерством финансов и министерством экономики и на деле ляжет в основу концепции социально-экономического развития страны к 2020 году, где сказано, что удельный вес в ВВП страны малого бизнеса будет занимать 30%:
— доля малых предприятий среди всех субъектов предпринимательства будет 80%;
— число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60% населения страны.
Я понимаю, что для принятия решения о программе, для создания рабочих групп требуется время, но его терять нельзя. Это поистине будет реальным действенным решением и позволит в кратчайшие сроки резко увеличить промышленный потенциал Забайкальского края.
Геннадий АДОСИК, член Общественной палаты Забайкальского края, депутат Читинской областной Думы в 2000-2004 годах, заслуженный работник горнодобывающей промышленности Читинской области