История забайкальского тыла, несомненно, принадлежит к героическим страницам Великой Отечественной и второй мировой войн. Его история обозначена конфликтом на реке Халхин-Гол в 1939 году — предтечи второй мировой войны, и ее финалом — разгромом Квантунской армии и полной капитуляцией милитаристской Японии в 1945. Забайкалье было непосредственно причастно к этим событиям мировой истории, а на протяжении всей Великой Отечественной войны являлось органической частью огромного тыла СССР.
Начало можно прочитать здесь.
К началу подготовки Маньчжурской операции забайкальский тыл по ряду признаков выходил на новый уровень работы. Опыт вождения тяжеловесных поездов по почину машиниста И.Т. Соловьева приобрел комплексный характер на основе его рационализаторства. Читинский обком высоко оценил его почин. В первом полугодии 1944 года в строй стали новые суда Сретенского судостроительного завода — две баржи, рефрижератор, буксир. Но во втором полугодии возникли трудности из-за срыва поставок заводу леса. Об этом в декабре 1944 года секретарю обкома И.А. Кузнецову писал зам. наркома ВМФ по кораблестроению адмирал Л.М. Галлер. Решению проблемы способствовало наличие у завода собственных железнодорожных платформ.
Угольные предприятия треста «Востуголь» с центром в Чите при всех трудностях — нехватка рабочей силы, слабая обеспеченность шахтеров спецодеждой, полноценным питанием, средствами производства — наращивали работу. Они обеспечивали углем Забайкальскую, частично Амурскую и Восточно-Сибирскую железные дороги, предприятия черной, цветной металлургии и электростанции области, Улан-Удэнский ПВРЗ, Дальневосточное и Верхнеамурское пароходства.
В годы войны действовали три шахты, разрабатывавшие Букачачинское угольное месторождение. В то время это было единственное месторождение каменного угля в Забайкалье. 80 % его добычи поступало на Дальний Восток. В 1945 году Букачачинский рудник в 2,5 раза увеличил добычу угля в сравнении с 1943 годом и тоже удостоился Красного Знамени ГКО.
С началом подготовки к войне с Японией совпали крупные мероприятия по спасению жизни забайкальцев, больных алиментарной дистрофией. Для больных АД первой степени организовали 93 пункта питания с четырёхразовым питанием в день. Особо нуждающимся больным была оказана денежная помощь. Для больных АД второй и третьей степеней организовали 37 временных госпиталей на 1180 мест, открыли вновь при сельских врачебных участках 24 больницы на 290 мест и в существовавших лечебных учреждениях дополнительно развернули 553 койки. Активно применялось переливание крови, для труднодоступных районов использовалась местная авиация. К июню 1945 года выздоровели 9086 человек.
По мере приближения разгрома нацистской Германии на первый план выдвигалась задача окончательной ликвидации военной угрозы со стороны милитаристской Японии. В Северно-Восточном Китае — Маньчжурии находилась Квантунская армия, численность которой вместе с вооруженными силами государства Маньчжоу-Го составляла 1 млн. человек. Теперь для проведения стратегического наступления Забайкальскому, Дальневосточному фронтам и Приморской группировке требовалось многократное усиление.
Важную роль в этом сыграл железнодорожный транспорт. В Чите появился центр Дальневосточного железнодорожного округа. Он координировал работу пяти дорог — Восточно-Сибирской, Забайкальской, Амурской, Дальневосточной и Приморской. Здесь же находился уполномоченный Центрального управления Военных сообщений, обладавший правами заместителя начальника тыла Советской армии.
Для успешной переброски вооруженных сил на Дальний Восток оказали дополнительную помощь железным дорогам. Забайкальскую железную дорогу усилили кадрами, локомотивами, подвижным составом, строительными базами. Это позволило, как говорится, расшить узкие места. В июне 1945 года на одноколейном железнодорожном участке Борзя – Баин-Тумен было открыто 13 новых разъездов и проведены другие работы, увеличившие его пропускную способность в два раза.
В период с мая по август 1945 года Забайкальская железная дорога доставила 136 тысяч вагонов с войсками и грузами не только в восточном направлении, но и к отрогам Большого Хингана, вдоль которого на протяжении 1400 км. развертывались войска Забайкальского фронта под командованием Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Общая ширина Забайкальского фронта составила 2300 км. За успешную работу в период подготовки Маньчжурской стратегической операции были награждены орденами и медалями 70 железнодорожников Забайкальской ж. д., в том числе орденом Ленина начальник Заб. ж. д. И.А. Корчаченко и машинист паровоза депо ст. Зилово И.Т. Соловьев. Кроме государственных наград доблестный труд железнодорожников отмечался руководством Дальневосточного железнодорожного округа и Забайкальской железной дорогой девятью видами наградных знаков («Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец» и т.д.). Всего за годы войны наградными знаками были отмечены 4230 железнодорожников.
Еще в августе 1945 года Красным Знаменем ГКО наградили Зиловское отделение паровозного хозяйства и депо, знаменитое организацией движения за вождение тяжеловесных поездов по почину старшего машиниста И.Т. Соловьева. В первом полугодии 1945 года машинисты паровозов Забайкальской дороги доставили к линии фронта на 811 тяжеловесных поездов больше, чем за весь предыдущий год.
В целом Забайкальская железная дорога в июле-августе 1945 года перевезла главную часть военных грузов при обеспечении полной безопасности движения поездов. В октябре 1945 года ее коллективу было вручено Красное Знамя ГКО. Кроме этого на Забайкальском фронте был выполнен самый большой объем автомобильных перевозок — около 100 тысяч тонн с использованием 3 тысяч автомобилей в сутки.
Нельзя не отметить участие в составе Краснознаменной Амурской флотилии судов, спущенных на воду со строительных площадок Сретенского судостроительного завода. За 1935-1945 годов он выпустил 188 судов, а выпущенные им 8 судов в дореволюционное время были реконструированы и тоже участвовали в боевых действиях Краснознаменной Амурской флотилии, включая 2 судна типа «Копье» и «Пика» в составе Сретенского отдельного дивизиона речных кораблей.
Осуществление в кратчайшие сроки Маньчжурской военно-стратегической операции силами Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточного фронтов стало победным венцом участия Советского Союза и его Красной Армии во второй мировой войне.
Разгром Квантунской армии стал огромной помощью союзникам по антифашистской коалиции. Она была им жизненно необходима. Мощная оборона Японии с моря для них представляла сложную и трудную задачу. Наступление сухопутных и военно-морских сил СССР, сопровождаемое ударами трех воздушных армий, разламывало оборону Японии на части, оставляя Японские острова без фланговых прикрытий — укрепленных Курильских островов с Южным Сахалином — и без Маньчжурии с ее Квантунской армией и экономическими ресурсами. Милитаристская Япония пала 2 сентября 1945 года.
Ныне США и Великобритания на официальном уровне признают только себя в качестве главных победителей во второй мировой войне, без смущения «забывая» о решающем вкладе СССР в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии.
Великую Победу, завоеванную кровью и потом наших предков, нельзя отдавать никому. Она — фундамент и гарантия суверенного существования нашей страны, ее новых успехов и достижений.
Виктор Мерцалов.