29.03.2024 / 02:10
Главная/Статьи/От «Творчества» — к «Искусстварю»

От «Творчества» — к «Искусстварю»

28/03/2024 в 23:37
Более 370 тысяч рублей отдала забайкалка лжесотрудникам сотового оператора
28/03/2024 в 22:16
Хозяйка быка в Калганском районе с помощью ДНК-теста доказывает, что он принадлежит ей
28/03/2024 в 21:41
Светофоры отключат на двух перекрестках в Чите 30 и 31 марта
28/03/2024 в 20:18
Компании и ведомства стали наставниками 60 студентов-дипломников ЗабГУ
28/03/2024 в 19:41
Движение ограничили до 29 марта на шести дорогах в Забайкалье из-за снегопада
28/03/2024 в 19:06
Серёдкин — об отказе лучников участвовать в Олимпиаде: Наши спортсмены – не продажные
28/03/2024 в 17:55
Движение перекрыли на сутки на двух трассах в Забайкалье из-за снегопада
28/03/2024 в 17:36
Забайкалец не допустил срыва доставки боеприпасов под обстрелами на СВО
28/03/2024 в 17:01
Более 640 млн рублей направят забайкальцам, пострадавшим от паводков 2021 года
28/03/2024 в 16:31
Бойцов СВО из Забайкалья освободят от уплаты транспортного налога
28/03/2024 в 16:23
Более 2,5 тысячи литров поддельного алкоголя уничтожили в Забайкалье
28/03/2024 в 15:58
Ветер до 22 метров в секунду ожидается в Забайкалье 29 марта
28/03/2024 в 15:34
Фермерам из Забайкалья увеличат площадь сенокосов и пастбищ в три раза
28/03/2024 в 15:08
Забайкалье готово к открытию летнего туристического сезона — Минэконом
28/03/2024 в 14:31
Российские лучники отказались выступать на Олимпиаде в Париже в нейтральном статусе
28/03/2024 в 14:05
Дело о гибели монтёра под колёсами поезда рассмотрели в суде Забайкалья
28/03/2024 в 13:47
Движение для всех видов транспорта открыли на трассе «Амур» в Забайкалье
28/03/2024 в 13:39
Книгу о Владимире Путине презентуют в Пушкинской библиотеке Забайкалья 2 апреля
28/03/2024 в 13:11
Новую систему избрания мэра хотят ввести в Чите
28/03/2024 в 12:46
Депутаты приняли закон о переводе котельных Читы на пеллеты
28/03/2024 в 12:19
Сенатор Михайлов призвал забайкальских депутатов сдать нормы ГТО
28/03/2024 в 11:57
Улётовский район преобразовали в муниципальный округ
28/03/2024 в 11:45
Депутаты одобрили увеличение расходов бюджета Забайкалья на 1,6 млрд рублей
28/03/2024 в 11:34
Движение грузовиков и автобусов ограничили на трассе «Амур» в Забайкалье
28/03/2024 в 11:14
Водителей предупредили о снегопаде на трассе в Чернышевском и Могочинском районах
28/03/2024 в 10:48
Забайкалье войдёт в программу капремонта детсадов в 2025 году — Михайлов
28/03/2024 в 10:34
Пассажирка пострадала в перевернувшейся Toyota Fielder в Сретенском районе
28/03/2024 в 10:09
Конфискованные бинокли и наборы инструментов на 1 млн рублей передали забайкальцам на СВО
28/03/2024 в 09:44
Опрокинувшийся тягач в Читинском районе поднимут утром 28 марта
28/03/2024 в 09:16
Троим забайкальцам грозит до 20 лет колонии за 120 закладок «синтетики»
Фото: предоставлено автором

100 лет назад, в конце сентября — начале октября 1921 года, в Чите происходил удивительный процесс перехода известной далеко за пределами Забайкалья и даже ДВР группы «Творчества» к процессу, который они сами назвали «искусствостроением» (это слово, как и многие другие, ими сочинённые в то время, не прижилось). Но обо всём по порядку.

Единомышленники из Владивостока

В 1919-1920 годах на самом краю бывшей Российской империи удивительным образом собралась группа поэтов, писателей, артистов и художников, стремившихся революционным путём изменить искусство. По словам едва ли не единственной женщины в этой компании поэтессы Ольги Петровской, к слову сказать, уроженки Читы,  участников группы объединяла общность литературных вкусов и большая работа по пропаганде творчества Маяковского, Блока, Пушкина, Хлебникова, Пастернака.

Она же в воспоминаниях о Пастернаке, а прожила Ольга Георгиевна жизнь долгую (аж до 1988 года), писала, что уже после переезда из Читы в Москву в 1922 году вся группа «Творчество» была под опекой Маяковского и, конечно, старалась быть с ним, не пропуская ни одного вечера. Иногда бывали здесь Луначарский, Эйзенштейн, художники Штеренберг, Родченко, совсем молодой Юткевич, Асеевы, Пастернак, Каменский и много других, и уже зрелых, и только начинающих поэтов и писателей.

Идеологическую и политическую составляющие группы она обходит стороной. На самом деле это было достаточно важно.

Да, вокруг журнала «Творчество», который эти люди стали издавать во Владивостоке, собрались сторонники не только футуризма, но и коммунизма. Если кто и занимал в идеологическом плане иную позицию, так это один из теоретиков русского футуризма Давид Бурлюк. Футуризм происходил от латинского futurum (будущее), которое представлялось его сторонникам как эпоха индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни. А потому футуристы с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее. Правда, с большевиками у того же Бурлюка было всё же разное представление об этом будущем. И в 1920 году, когда члены группы стали перебираться в ставшую столицей ДВР Читу, он отправился в Японию, а оттуда — в США.

Тоненький журнал «Творчество» (толстым он стал лишь к седьмому, последнему, номеру, что был издан уже в Чите в 1921 году) с июня 1920 года издавался при поддержке Приморского краевого комитета РКП(б). Его редактором был большевик Николай Насимович (Чужак).

Членами группы стали поэты Сергей Третьяков, Николай Асеев, Владимир Силлов, Пётр Незнамов, художники Виктор Пальмов и Михаил Аветов. Кроме их произведений журнал печатал статьи лидера большевиков Владимира Ленина, материалы о злодеяниях белогвардейцев и японских интервентов.

предоставлено автором

Сергей Третьяков

 

В предисловии к сборнику своих стихов «Ясныш», изданному в Чите в 1922 году, Сергей Третьяков написал о кредо, раскрывающем их понимание футуризма в поэзии: «Поэт —  только словоработник и словоконструктор, мастер речековки на заводе живой жизни. Стихи — только словосплавочная лаборатория, мастерская, где гнётся, режется, клепается, сваривается и свинчивается металл слова». Лично о себе он там же написал: «Я — адъютант революции».

В конце 1920 — первой половине 1921 года разными путями, но, как правило, через Китай, большинство членов группы добралось до Читы, которая должна была стать лишь ещё одной короткой остановкой на пути в Москву. Однако здесь им пришлось задержаться.

Седьмой номер «Творчества»

5 февраля 1921 года правительственная газета «Дальне-Восточная Республика» («ДВР») пометила одновременно и новость, и объявление. И то, и другое было связано с одним и тем же человеком — Николаем Насимовичем (партийная кличка «Чужак»).

«На днях, — сообщалось в «Хронике», — возвратился на поездки в Сибирь известный на Дальнем Востоке литератор и идеолог марксизма Н. Насимович (Н. Чужак)».

В объявлении же, данном редактором журнала Дальбюро ЦК РКП(б) «Творчество» уже самим Насимовичем (Чужаком), говорилось о том, что «приступив к работе, приглашает авторов срочно представить свои рукописи. В отделе искусства участвуют все. В отделе публицистики — все, осознавшие Советроссию как начало творческое. Допускается дискуссия».

«Номер седьмой дальневосточного журнала «Творчество» заканчивается печатанием, —  сообщила 1 мая 1921 года «ДВР». — Издание, начиная с этого номера,  приближается к типу толстых журналов». В этом же номере газеты сообщалось, что получена телеграмма от поэта Сергея Третьякова, что он выехал из Пекина в Читу.

Эта же газета 10 мая порадовало тех читателей, которые с нетерпением ждали читинского выпуска известного на Дальнем Востоке журнала: «Очередной номер журнала «Творчество» заканчивается печатанием. В номере помещены стихи Николая Асеева, Петра Незнамова, Варвары Статьевой, Сергея Третьякова, Фаина и Александра Ярославского. Затем идет ряд лучших «человеческих документов» — Б. Жданова, С. Васильева, Череднякова, Н. Нович и др. (объединенных в одном отделе: «Наша беллетристика») — из истории борьбы с реакцией. После воспоминаний о М.В. Власовой и отдела исторических документов идет ряд статей по вопросам искусства и культуры: от редакции — «Наше бескультурье», Люис Сеней — «Искусство и формы производства», Н. Чужака — «Земляная мистерия», С. Третьякова — «Поэт на трибуне», Ин. Жукова —  «Футуризм и скульптурные возможности», А. Блиского — «Что такое имажинизм», Н. Незнамова — «Общительная глина», Диллетанта — «На два фронта» и др. В номере богато представлены отделы литературной информации и библиографии».

17 мая 

«По полученным нами сведениям проездом в Москву остановятся в Чите известные на Д.В. поэты Н.Н. Асеев, С.Я. Алымов, художники: М. Аветов, В. Пальмов и др. — сообщила «ДВР». — С окончанием цикла подготовительных работ и выпуска «Творчества» вся эта группа, вместе с Н.Ф. Насимовичем-Чужаком, направится в Советскую Россию для широкой культурной работы».

предоставлено автором

Виктор Пальмов

В это время уже приехавший сюда Сергей Третьяков готовился к своему первому публичному выступлению, которое должно было пройти 19 мая во 2-ом Общественном собрании. Он должен был выступить с лекцией «Искусство революции». «С.М. Третьяков — не только интересный лектор, но и блестящий интерпретатор и чтец новейшей поэзии,  — отмечала «ДВР». — Темой второй лекции, углубляющей первую, намечается: «Будет ли Пушкин». Президиум лекций: И.Н. Жуков, П. Незнамов, Н. Чужак.

Дальнейшее чтение лекций — по рабочим и военным клубам, в контакте с соответствующими организациями».

Схватка левых с… левыми

В мае вышел-таки долгожданный седьмой номер «Творчества». И сразу началась схватка. Журнал решил обрушиться с критикой на… ЦК РКП(б). Дело в том, что 1 декабря 1920 года на страницах «Правды» в Москве было напечатано Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах».

Литературно-художественная и культурно-просветительская организация, ставившая перед собой задачу создать особую пролетарскую культуру и получившая название «Пролетарская культура» или сокращённо, как тогда любили делать, «Пролеткульт», возникла незадолго до Октябрьской революции 1917 года. Как в теории, так и на практике «пролеткультовцы» стремились к абсолютной независимости. Кроме того, эта поистине массовая организация объединяла немало людей талантливых, влюбленных в искусство и преисполненных энтузиазма. Именно по этой причине автономия Пролеткульта  представляла, по мнению руководства большевиков, определённую опасность.

В этом письме наряду с долей похвалы указывались, по мнению партии, имеющиеся серьезные недочеты, мешающие работе Пролеткульта, в частности, то, что в нынешних условиях независимость этой организации есть независимость ее от Советской власти.

Кроме того, в организацию проникли социально чуждые элементы, которые взяли управление в свои руки: «Футуристы, декаденты, сторонники враждебной марксизму идеалистической философии и, наконец, просто неудачники, выходцы из рядов буржуазной публицистики и философии стали кое-где заправлять всеми делами в пролеткультах», навязывая собственные эстетические и философские взгляды, несущие пролетариату немалый вред.

Предписывалось, что «творческая работа Пролеткульта должна являться одной из составных частей работы Наркомпроса», соответственно, центральный орган Пролеткульта должен войти в Наркомпрос на положении подчиненного ему отдела, а местные органы Пролеткульта входят как подотделы в отделы народного образования. Утверждалось также, что какие-либо разговоры об утеснении чужих прав ошибочны, наоборот, постановление принято, дабы создать «более здоровую, нормальную обстановку» для рабочего творчества.

И вот «Творчество» решило огрызнуться. В редакционной статье, как с возмущением писала об этом главная большевистская газета ДВР «Дальне-Восточная Правда» 29 мая, «Творчество» «упрекает ЦК в том, что у него в вопросах пролетарского искусства нет никакой программы, а вместо нее — «рык» и угроза. В противовес этому «Творчество» выдвигает свою программу, в которой самое существенное — долой угрозы и опеку над искусством; свободное самоопределение художников и доступ их к государственному издательству; широкое обсуждение вопроса искусства на страницах партийной печати. В результате этой программы «действительное пролетарское творчество» приложится само собой».

И некто, укрывшийся псевдонимом «Гуд Бай», тщательнейшим образом разбирает все публикации седьмого номера и делает вполне определённый вывод: «Защищать пролетариат от подозрений в близости к творчеству подобного рода едва ли есть и надобность; защитится сам полнейшим равнодушием к этим вывертам «бормотливого сквозняка губ»…». Продолжение этой статьи было напечатано ещё в двух номерах газеты. А вот ответное письмо Николая Насимовича-Чужака «Дальне-Восточная Правда» печатать отказалась. Сделала это 7 июня «ДВР». Большевик Насимович с возмущением и нескрываемой иронией писал в нём: «Вам угодно было осчастливить меня и группу коммунистического журнала «Творчество» тремя большими критическими статьями, с несомненной убедительностью доказавшими, что футуризм не есть искусство, нужное рабочему классу. Оставляя полную оценку этих ваших выступлений до другого времени, я только хочу вас настоящим просить восполнить один маленький, почти совершенно незаметный пробел в ваших статьях, указав: какое же искусство нужно пролетариату?»

Тогда Николай Насимович-Чужак, как впрочем и его оппоненты, не знал, что уже вскоре это «искусство» появится и будет называться «искусством социалистического реализма».

С этого момента Дальбюро ЦК РКП(б) и «Дальне-Восточная Правда» стали более внимательно следить за деятельностью группы «Творчество», периодически выступая с публичной критикой их взглядов.

А члены «Творчества» пошли к рабочим. 31 мая Насимович-Чужак, Третьяков и Асеев провели встречу в рабочем клубе Райпрофсовета. «Зрительный зал клуба был переполнен, — констатировала 2 июня всё время поддерживавшая «Творчество» газета «Дальне-Восточная Республика», — всем желающим послушать поэтов не хватило мест. Среди слушателей преобладали рабочие, но было также немало и интеллигенции». Футуристы-коммунисты прочитали для собравшихся поэму Владимира Маяковского «Сто пятьдесят миллионов».

предоставлено автором

Николай Асеев

«Последовавшие после перерыва вопросы, преимущественно со стороны рабочих, —  сообщала «ДВР», — говорили о той серьезности и интересе, с которыми они отнеслись к творчеству Маяковского».

Как вспоминала позже супруга Николая Асеева Ксения (в девичестве Синякова), отношение к группе «Творчество» в Чите было неоднозначным: «У нас было много противников, державшихся за всё старое; молодое искусство им было недоступно. Но к нам пришли и приверженцы нового — молодые, свежие силы».

Сергей Третьяков вскоре летом уехал в Москву, но, как оказалось, в этот раз ненадолго.

Под руководством замминистра

Тем временем в Читу продолжали приезжать члены владивостокской группы «Творчество».

27 июня из Харбина приехал художник Михаил Аветов, впервые побывавший в Чите ещё в 1918 году. А 18 августа «Дальне-Восточная Правда» сообщила: «В Читу на днях прибыл с островов Ограшивара (в настоящее время эти острова в Тихом океане, принадлежащие Японии, называют Огасавара – авт.) художник В. Пальмов, крупный представитель левых течений в русской живописи» (к слову сказать, пара его картин, хранящихся в фондах Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова, недавно была представлена на выставке, посвящённой 100-летию ДВР). Он сообщил, что живший с ним на этих островах Давид Бурлюк вернулся в Японию и поселился вместе с семьей в Иокогаме.

21 августа газета «Дальне-Восточный Телеграф» («ДВТ»), которая стала издаваться вместо закрытой «ДВР» и редактором которой стал Николай Насимович-Чужак, написала: «Из Москвы получено сообщение, что незадолго перед отъездом в Читу поэт С. Третьяков побывал у наркомпроса А.В. Луначарского и познакомил последнего с состоянием искусства и культуры в ДВР. А.В. Луначарский пригласил на другой день С.М. Третьякова к себе на читку недавно написанной им пьесы в стихах «Концерт», которая пойдет, возможно, с участием Айседоры Дункан». 28 августа «ДВТ» сообщил сенсационную новость: «Из Москвы получена телеграмма, что на днях оттуда выехали в Читу поэты Влад. Маяковский и С.М. Третьяков». Но приехал вскоре только последний. У Маяковского поездка в Читу не получилась.

предоставлено автором

А Третьяков сразу взял быка за рога, выступив с целым  циклом лекций и докладов о  художественной жизни теперешней Москвы. В то же время Пальмов проводил свою выставку, вызвавшую критику со стороны «Дальне-Восточной Правды». А поэт Асеев завершил подготовку к печати книги своих рассказов «Будетляне». Новые книги готовили и Насимович с Третьяковым. Угнаться за ними у их противников сил и потенциала не было.

Кроме того, они снова «пошли в народ». «18 сентября вечером на выставке Пальмова в Мариинском театре при наличии такой благодарной аудитории, как учащиеся, народоармейцы и рабочие, состоялся митинг об искусстве, организованный группой «Творчество», — сообщил 23 сентября «ДВТ». — Темой митинга послужил вопрос о  понятном и непонятном в новом искусстве. В защиту нового искусства с горячей и убедительной речью выступил поэт Н.Н. Асеев. После него выступил ряд защитников старого искусства, которым горячую отповедь дал коммунист С. Кузнецов».

25 сентября в «ДВТ» была опубликована «Декларация Инициативной группы по организации Дальневосточных Мастерских Искусствостроения – «Искусстварь». Подписана она была Николаем Асеевым, Виктором Пальмовым, Сергеем Третьяковым и Николаем Насимовичем-Чужаком.

«Мастерские «Искусстварь», работающие под лозунгом: «Юность, зоркость, беспокойство» — вот, к чему зовем мы всех, приемлющих эту Декларацию», — заявляли они о своем кредо,

Были в их Декларации слова, которые и сегодня воспринимаются с толикой гордости за наш край: «ДВР и Чита, в частности, в культурном отношении переставая быть глухими затворками России, приобретают самостоятельное значение, находясь на месте стыка великих культур — европейской и азиатской, тем более в наше время, когда это соприкосновение приобретает особо острый интерес в связи с ролью революционной России в Азии и с перемещением мирового экономического центра на берега Тихого океана».

Лекции-митинги, устраиваемые «Искусстварем», следуют в сентябре — октябре один за другим. Это вызывает не только большой интерес, но и серьезный общественный резонанс. 15 октября «ДВТ» сообщает: «С.М. Третьяков и Н.Н. Асеев получили предложение от И.Н.О. (открывшегося в Чите 9 октября того года института народного образования – авт.) читать курс лекций по истории искусства и по языковедению».

Дальше — больше. 18 октября «ДВТ» печатает приказ №128 Правительства ДВР от 3 октября, в котором сообщается, что по представлению председателя Совета Министров, т.е. приморца Петра Никифорова, знакомого с «Творчеством» ещё по Владивостоку, товарищем (так называли тогда заместителей) министра народного просвещения назначается Третьяков Сергей Михайлович.

То есть требование декабрьского 1920 года Письма ЦК РКП(б) было выполнено. С этого момента критика теперь уже «Искусстваря» прекратилась.

предоставлено автором

Поэты и писатели группы «Творчества» вплоть до ликвидации в ноябре 1922 года плодотворно работают в Чите, издавая книги, проводя выставки картин и ставя современные пьесы. В 1922 году они все покидают Читу, которая еще несколько месяцев  будет столицей огромной Дальневосточной области РСФСР, но затем потеряет этот статус, а вместе с ним на десятилетия статус крупнейшей культурной столицы Дальнего Востока России.

Судьба же членов группы «Творчества» будет очень разной. Кого-то расстреляют во время сталинских репрессий 1930-х годов, а кто-то сумеет приспособиться к новым реалиям и проживет долгую жизнь, успев к её финалу написать воспоминания об удивительном времени и их творчестве в составе «Творчества».

Александр Баринов.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Актуальные новости
Общество
28/03/2024 в 08:18
Компании и ведомства стали наставниками 60 студентов-дипломников ЗабГУ

Студенты проходят в них производственную практику

Общество
28/03/2024 в 07:06
Серёдкин — об отказе лучников участвовать в Олимпиаде: Наши спортсмены – не продажные

Министр спорта Забайкалья поддержал сборную России по стрельбе из лука

Общество
28/03/2024 в 05:55
Движение перекрыли на сутки на двух трассах в Забайкалье из-за снегопада

Проезд будет открыт 29 марта в 17:00

Общество
28/03/2024 в 05:36
Забайкалец не допустил срыва доставки боеприпасов под обстрелами на СВО

Он координировал действия водителей автомобильных колонн

Общество
28/03/2024 в 05:01
Более 640 млн рублей направят забайкальцам, пострадавшим от паводков 2021 года

Они пойдут на капремонт 92 домов и на приобретение или строительство жилья 179 семьям

Общество
28/03/2024 в 04:31
Бойцов СВО из Забайкалья освободят от уплаты транспортного налога

Льготу можно будет оформить на одно транспортное средство по выбору налогоплательщика


Подписаться на газету