На полках аптек можно часто встретить такой препарат, как Настойка боярышника.
Относится данный препарат к фармакологической группе кардиотонических средств, и, как гласит инструкция, это спиртовое извлечение из плодов боярышника в пропорции 1:10. Кажется, ничем не примечательная настойка, которую используют в качестве вспомогательного средства при лечении сердечно-сосудистых расстройств у лиц пожилого и старческого возраста. Существует также косметический лосьон с экстрактом боярышника. Данный лосьон применяют в качестве косметического средства наружно (протирают лицо, принимают ванны).
Но на сегодняшний день и тот, и другой продукт используют как дешевый аналог алкоголя и употребляют внутрь, причем отнюдь не в терапевтических дозах, не учитывая концентрацию содержащегося в них спирта. Как ни печально это признавать, но настойка боярышника и лосьон с экстрактом боярышника на современном этапе один из самых покупаемых и дешевых суррогатов алкоголя. Цена настойки или лосьона колеблется в пределах двадцати-тридцати рублей, в то время как минимальная цена на сертифицированный продукт, содержащий алкоголь (например, водку), не менее двухсот рублей. Получается очень удобно, ведь средство находится в шаговой доступности от покупателей, его можно купить как в аптеке или отделе бытовой химии, так и вместе с продуктами питания, а в некоторых городах даже появились автоматы для круглосуточной продажи Боярышника.
В нашем городе, к счастью, автоматов сейчас нет. Но потребителей Боярышника ничуть не меньше. Ведь данное средство имеет широкий спектр применения: с одной стороны, его используют в лечебных целях, с другой, в косметических. Но неужели сотни людей покупают его для этого? Скорее всего, нет. Кроме действующего вещества (плодов или цветков боярышника) настойки и лосьоны содержат вспомогательное вещество, в данном случае спирт. После трагедии в Иркутске резко активизировались средства массовой информации, депутаты, правоохранительные органы, волонтеры, социальные сообщества. Но неужели для того, чтобы принять меры, нужно такое количество жертв?
Следует отметить, что все продавцы Боярышника прикрываются его двойственным назначением. Я продаю его как косметическое средство, говорят они. Ну да, в любом ларьке, и покупают его люди, по виду которых совсем не скажешь, что их заботит собственная внешность. Или другой вариант: Это лекарственный препарат. Это тоже, конечно, хорошо, но Настойка боярышника не относится к жизненно-важным препаратам, которые должны быть в круглосуточном доступе в любом месте.
Ну и, наконец, самая любимая фраза всех распространителей и продавцов Боярышника: Я просто предлагаю. Это их (покупателей) выбор.
Давайте будем честны. Люди, которые приобретают Боярышник с целью опьянения, уже больны алкоголизмом, и выбор за них делает болезнь. Родственники почти всех погибших в Иркутске в один голос утверждали: Нет, они не алкоголики, всегда покупали хорошую водку, а тут первый раз купили этот Боярышник. Разве они говорят правду? Впрочем, это, безусловно, дело каждого, но когда это приобретает такой масштаб, каждого ли это ли дело? Может, пора начать действовать?
Сейчас, после общественного резонанса, хотят принять закон о запрете продажи лосьона, а настойку отпускать из аптек строго по рецепту, но это не решит проблему. Люди станут покупать другой суррогат, достаточно вспомнить Троян, от которого также погиб не один человек. Можно сделать водку более доступной по цене, но, как уже говорилось выше, алкоголизм это болезнь, на первых стадиях изменения личности практически незаметны, но затем все интересы пропадают: существует одна цель, одна мотивация, одна награда. Следовательно, происходит деградация личности, человек теряет над собой контроль, становится асоциален, теряет работу, семью, средства к существованию. Меняются жизненные приоритеты, появляется иной смысл жизни. У такого человека возникает одна проблема где найти деньги на алкоголь, пусть даже самый доступный по цене? Выход не заставляет себя ждать. Может быть, стоит подойти к решению проблемы всесторонне, то есть применить методы борьбы не только с изготовителями и распространителями, а еще и внедрить программы по оздоровлению населения.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день лозунг жизни Каждый сам за себя в ответе, Каждый сам делает свой выбор. Но, может быть, государству стоит предложить альтернативы населению, что поможет сделать правильный выбор жизненного пути. В заключение хотелось бы сказать, что все-таки причина не в Боярышнике, а в алкоголизации населения. Можно клеймить всех производителей Боярышника, принимать законы, проводить лекции, но вместо Боярышника придет другой суррогат, и ситуация не изменится до тех пор, пока люди не поймут, что это болезнь, которую нужно лечить, а не маскировать симптомы.