Из выпуска №51 от 18.12.2024.
«О, смотрите-ка, Дед Мороз! — думал прохожий, с улыбкой поглядывая в сторону весёлой суеты на Театральной площади. — Ой, а вот ещё один. И ещё. Четыре, пять, десять, да сколько же их здесь!?» Путник не знал, что в честь праздника «Ёлки Забайкалья» (0+) в этот чудесный воскресный день в Чите должен пройти невиданный доселе, самый красочный и добрый парад Дедов Морозов и Снегурочек. Вот-вот зимние волшебники всех мастей и возрастов и их внучки в нарядных одеяниях пройдут вдоль аллеи украшенных районами Забайкалья ёлочек и дадут старт марафону новогодних и рождественских событий в крае.
А всё-таки прохожий не досчитался. Почти сотня сказочных героев изъявила желание присоединиться к новогоднему параду. Напрашивается вопрос: «А не считает ли главный Дедушка Мороз их своими конкурентами?»
— Совсем нет, — отвечает главный волшебник Забайкалья. — Чем больше Дедов Морозов, тем больше подарков! Самое главное, что все мы сейчас вместе. А в Новый год объединяется вся наша большая и могучая страна. Пусть мы вступим в него счастливыми, здоровыми и довольными людьми, у которых сбываются все планы и которые везде побеждают.
Всё-таки он прав: Дедов Морозов много не бывает. Тем более, что все они такие разные. Только с забайкальским парад встречают ещё пять национальных новогодних персонажей: якутский, бурятский, армянский, азербайджанский и китайский. А сколько ещё внутри шествия!
— Мы не простые Дед Мороз и Снегурочка, а казачьи, — объясняет Никита Ковалёв из Приаргунского округа. — Вдохновились образом Василия Пестряка-Головатого из Гатчины. В 2016 году его не стало, но соратники продолжают его доброе дело. Казачий Дед Мороз, в отличие от обычного, работает круглый год: ездит по детским домам, реабилитационным центрам и проводит для детей праздники. И костюм у него запоминающийся, с элементами казачьей одежды: шашкой, кинжалом, папахой, аксельбантом и эполетами.
Но не только приаргунцы решили выделиться на фоне других новогодних персонажей. Как вам, например, Дед Мороз и его свита из Шилкинского района, которые приоделись в байкерские куртки и жилеты?
— В большей степени Дедов Морозов хватает всяких, — говорит шилкинец, поправляя вместо красной шапки мотоциклетную каску, — Но так как сами мы организовываем в нашем районе рок-фестиваль «Серебряная река», решили подойти к участию в фестивале вот так нестандартно, креативно. Взяли стихотворение, наложили на него музыку и сделали презентацию нашей ёлки в рок-стиле.
К слову об этом. Тридцать четыре новогодних дерева нарядили к празднику жители районов края, каждый по-своему, закладывая в концепцию украшений национальный колорит и историю своей местности.
Вот вам ёлочка в эстетике XIX века. На ней от верхушки до низу — отсылки на историю Петровск-Забайкальского округа. Здесь и указ Екатерины II о строительстве малого железоделательного завода, и факты о первой плавке металла. Но большая часть украшений посвящена влиянию на развитие округа декабристов и их жён. Отражена эта тема в куколках, портретах на новогодних шарах, «сосульках», закрученных по спирали, как пряди дамских волос.
А с чем у вас в первую очередь ассоциируется Балейский округ? Ну, конечно, с золотом. В такой стилистике украшено их дерево: на хвойных ветвях висят золотые шары, созданные руками преподавателей и учеников детской школы искусств, а у основания лежат золотые камни, из которых словно бы сделано это богатство.
Жители самой холодной части Забайкалья для своей ёлочки даже придумали кричалку: «Наша ёлка в этно-стиле, посмотри, как хороша! Это Чары достоянье, это севера душа!»
— Все украшения — и бубен, и чум, и тряпичных эвенкиек, и животных, которые обитают в нашей тайге, сделали мастера Каларского округа, — рассказывают представители территории. — На одной из сторон снежинок изображены наши достопримечательности: железнодорожный вокзал, горно-металлургический комбинат «Удокан», памятная стела на Балбухте — месте стыковки «золотого звена» БАМа. А на звеньях гирлянды напечатаны рисунки детей, которые мы отбирали на конкурсной основе.
Необычную гирлянду смастерили для своей ёлки и жители Чернышевского района. Сто пятьдесят куколок в платьицах держатся за ручки, что символизирует дружбу населяющих местность народов. Очень творчески подошли ребята к созданию других украшений.
— Каждая игрушка отражает самый узнаваемый атрибут или образ населённых пунктов нашего района, — рассказали чернышевцы. — Посёлок Аксёново-Зиловское славится тем, что в нём большое количество многодетных семей, Гаур известен гусями, Урюм — баянистом, который побеждал во многих конкурсах, и так далее.
А у рядом стоящей ёлки Забайкальского округа «прыгает» девушка-зайка. С восторгом она рассказывает, как они дружно мастерили свои ёлочные игрушки: десять дней не спали, не ели, вырезали из дерева и раскрашивали.
— Ёлочка у нас непростая, звёзды на ней висят погонные, ведь в Забайкальском округе много силовых структур: пограничники, полицейские, работники таможни, — подхватывает забайкальская Снегурочка Юлия Туркова. — Машинки символизируют, что через наш пункт пропуска каждый день перегоняется много техники из Китая. Матрёшки — что народ у нас многонациональный. А пшеница — что у нас в Забайкальске самый крупный зерновой терминал в России.
Стильная ёлка получилась у жителей Дульдургинского района, использовавших в украшениях излюбленные у бурят цвета коралла и серебра. Их ёлочка зовётся Дангина, в переводе с бурятского — «красавица». На ней — традиционные женские подвески с огнивом, скребком и ножом, сундучок для хранения девичьих мелочей, знак бесконечности «улзы», вместо звезды — бурятская шапка малгай. А по нижним ветвям «исполняют» танец дружбы «Ёхор» куколки, сцепленные нитью.
Сверкают на солнце усыпанные блёстками украшения на дереве Хилокского района. Представители этого уголка Забайкалья постарались отразить в украшениях не только этнический колорит, но и дух волшебства.
— Паровоз обозначает, что градообразующим предприятием Хилка является железная дорога. В своих вагончиках он везёт бренды нашего района. Животных, которые населяют наш край — лисичек, зайчиков, белочек, оленей — в преддверии праздника мы изобразили волшебными, — рассказывает консультант Управления культуры Хилокского района Светлана Крупейникова. — Ну, и Новый год — это же в первую очередь сказка! Так что, отдавая ей дань уважения, мы повесили на ёлочку снеговиков, часы, месяц и рождественских ангелов.
Фото Евгения ЕпанчинцеваТрудно сказать, какая ёлка красивее. Глаза разбегаются — каждая по-своему хороша. С этим согласна и гостья фестиваля Оксана Горшенина, которая привела на праздник своих племянниц.
— Всю жизнь живу в Чите, и никогда у нас в городе такого не было. Конкурс ёлок, Дедов Морозов, Снегурок — всё это создаёт такое предновогоднее настроение. Здорово! — говорит она. — Читала комментарии под анонсом фестиваля, люди спрашивали: «Зачем такое проводить во время СВО?» А я считаю, наоборот, нужно показывать, что жизнь продолжается, что наши дети растут, и что мы сохраняем тепло в душе. Доброта и красота объединяет людей, они становятся теплее друг к другу.
Похожего мнения придерживается и другая посетительница фестиваля.
— Нас наконец-то накрыло ощущение приближения сказки, — делится Оксана Булдакова. — Сначала мы думали, что у детей будет диссонанс из-за того, что Дедов Морозов и Снегурочек много, но они поняли, что это персонажи из разных районов, что они отличаются, но все исполняют желания. Я считаю, этот праздник должен проходить ежегодно.
Если «Ёлки Забайкалья» повторятся, Дедов Морозов и Снегурочек в параде наверняка будет ещё больше. Одна парочка будущих «новеньких» уже есть: супруги Павел и Наталья Савватеевы в этот раз просто не успели отреставрировать свои костюмы, в которые облачаются для поздравления читинских ребятишек вот уже десять лет. Вместо них в шествии волшебников принял участие младший сын Арсений, ставший одним из самых юных Дедушек парада. Малыш Дед Мороз передаёт забайкальцам пожелание: «Щастья вам, здоловья, и штоб никогда не болели! С Новым годом!»
Екатерина Ерёменко.