Житель Читы Валерий Номоконов, придя в редакцию «Забайкальского рабочего», высказал свое мнение по поводу религиозной организации евангельских христиан-баптистов, действующих на территории Забайкалья. По его мнению, начиная с событий на Донбассе 2014 года, поведение баптистов кардинально поменялось и они стали вести откровенно прозападную политику.
— В 1988 году я увидел афишу о том, что в Доме офицеров в Чите проводится концерт христианского песнопения, — рассказывает о своем знакомстве с баптистами Валерий Григорьевич.
По его словам, выступление было очень интересным, однако после концерта никто не расходился, как это обычно бывает в таких случаях. Ведущий концерта по имени Рувим Волошин предложил остаться и пообщаться с артистами. «В дальнейшем он пожелал приехать к моим подопечным, а я на тот момент работал в детском доме. На встрече стал разговаривать с ребятами о Боге. Затем предложил мне взять пару ребят и съездить в поселок Ягодный, в дом инвалидов. Там он также вел речи о Боге, а в конце встречи дети раздавали инвалидам кому конфетку, кому печеньку».
Следующим шагом для Валерия Номоконова стало посещение одного из читинских частных домов в Железнодорожном районе, который баптисты называли Домом молитвы и где проводили свои собрания.
— Дом молитвы представлял из себя небольшое деревянное строение, которое принадлежало баптистской общине, — говорит наш собеседник. В основном здесь собирались люди пожилого возраста, они говорили на религиозные темы, по-разному трактовали различные части Библии, интерпретируя их на свой манер. «Как говорится, кто как понял».
В 90-е годы частыми гостями читинских баптистов были миссионеры из США. На тот момент читинская церковь евангельских христиан-баптистов «Антиохия» располагалась по адресу: улица Селенгинская, дом 7.
— Американцы не проводили собрания, они просто сидели тихонечко и контролировали то, как с аудиторией работают их ставленники — пасторы, — комментирует события тех лет
Валерий Григорьевич. — Было много таких ситуаций, когда я ловил их презрительные ухмылки. Одна моя знакомая, которая в совершенстве владела английским, как-то однажды сказала мне: «Владимир, ты не представляешь, как плохо они говорят о нас». Еще одна знакомая уже тогда начала понимать, что все это проамериканская система, и ушла из церкви.
Окончательное решение о том, что Валерию Номоконову с баптистами не по пути, он принял в 2014 году, вскоре после того, как начались трагические события на Украине.
— Когда все это началось и в Одессе в Доме профсоюзов сожгли мирных граждан, я написал Рувиму, жившему на тот момент в Москве, как относиться к этим событиям. Он мне ответил, что приедет на юбилей церкви в Читу и мы обо всем поговорим. На тот момент он был для меня самым авторитетным и уважаемым человеком, — поясняет Валерий Григорьевич.
И когда эта встреча в Чите состоялась, Номоконов услышал от Рувима Волошина следующее: «А ты знаешь, я очень уважаю Владимира Турчинова, он все правильно делает».
— И в тот момент я понял, что эти бандеровцы, с которыми еще мой отец и дядя воевали, они все заодно. А я с этими гадами, которые поддерживают Турчинова, развязавшего бойню мирного населения на Донбассе, должен еще и обниматься и пожимать им руку, — восклицает Валерий Номоконов.
В дальнейшем, анализируя свое многолетнее пребывание у читинских баптистов, Валерий Григорьевич пришел к выводу, что их утверждение о том, что церковь наша свободна, ни
от кого не зависит и никто нам не указ, не соответствует действительности.
— На самом деле все укладывается в определенные рамки и очень тонко управляется из-за границы и основывается на мнении кураторов из США, — убежден собеседник издания.
…На этот день Валерий Номоконов выпустил уже несколько сборников стихов, в которых он поддерживает участников специальной военной операции. Он говорит: «Я рад тому, что хотя и поздно, но я прозрел и увидел истинное лицо тех, кто под маской христианства проповедует вполне конкретные цели и задачи».
Отчетливо это стало понятно и в тот момент, когда Валерий Номоконов опубликовал на своей странице в Одноклассниках патриотические стихи, а «братья-баптисты» попросили
его их убрать.
— В конце 80-х — начале 90-х годов в Забайкалье хлынул поток представителей различного рода, как они сами себя называли, «религиозных организаций», — рассказывает доктор культурологии, профессор кафедры литературы ЗабГУ Людмила Камедина.
Что касается баптистов, то мощные международные центры этого религиозного течения находились тогда в Канаде, Америке и Финляндии. В 90-е годы они ехали в Забайкалье с мешками денег. Именно оттуда в наш край вагонами поступала в том числе и религиозная литература, которую они приносили в институты и раздавали в студенческой среде.
— Причем они переводили Библию на русский язык, — говорит Людмила Васильевна. — Однако в Русской православной церкви это не приветствуется. Современный язык не объясняет тех тонкостей, которые заложены в церковно-славянский язык. Этот язык был сформирован как литературный именно для чтения текстов, а при переводе мы многое теряем. В качестве примера приведу такую фразу: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Звучит торжественно. А если перевести ее на русский язык, получится: «Господи, открой мне рот, и я тебя похвалю». Самое главное, помимо того, что исчезает торжественность, меняется смысл. Церковно-славянский язык более глубокий и смысловая составляющая там более мощная, а при переводе она меркнет. Для баптистов характерны отказ от ценности живого церковного опыта, от почитания Богородицы и святых,
от молитвы за умерших, икон, крестного знамения.
В протестантизме, по подсчету современных сектоведов, насчитывается уже более шести тысяч направлений. При этом он основывается на личном мнении, то есть в протестантизме разрешено трактовать Библию личностно.
— Святыми они считают самих себя, потому что знают и читают Евангелие. Крещение принимают от своего пастора, чаще всего на озере Кенон, чем подтверждают свою святость. По мнению баптистов, не надо трудиться над собой. Не надо избавляться от своих грехов. А зачем? Ты уже святой. Для них всегда была и остается одна задача — изменить образ русского человека. Воздействовать на менталитет, сделав его европейским. Отсюда пропаганда толерантности, против которой выступал еще Достоевский. Но мы не должны быть толерантны к злу, насилию, откровенной лжи. И посмотрите, как только наше государство проявило волю к национальным приоритетам, они себя моментально открыли, показав свою прозападную сущность, — подытоживает Людмила Камедина.
Анатолий КВАСОВ