Такими стихами Александр Сергеевич Пушкин обращался к Ивану Пущину в тот день, когда его лицейский друг прибыл в Читинский острог. Привезла это послание Александра Григорьевна Муравьёва — одна из первых жён декабристов, последовавшая в Сибирь вслед за своим мужем Никитой.
19 октября 1831 года в Царском селе — летней резиденции царского двора, состоялось открытие лицея. Было очень торжественно. Публика собралась важная. 30 мальчиков в синих мундирах с красными воротничками стояли немного в стороне, внимательно слушали приветственные слова министра, директора лицея В.Ф. Малиновского, профессора Куницына и разглядывали прибывшего по этому случаю царя. Отзвучали речи, мальчики по одному выходили для представления императору.
С первых же дней среди воспитанников возникли дружеские отношения. Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин — четыре друга-лицеиста через всю свою жизнь пронесут чувство товарищества. Шесть счастливых лет проведут они вместе, а потом каждый год будут собираться, чтобы отпраздновать 19 октября. Для своих друзей Иван Пущин был всегда просто Жанно — бескорыстный, честный, рассудительный, надёжный. В будущем у каждого сложится непростая судьба.
Фото из собрания музея декабристов. Иван Пущин в молодости.
Иван Пущин поначалу выбрал для себя военную службу: прапорщик в конной артиллерии, подпоручик, поручик. На этом военная карьера закончилась. Сверхштатный член Петербургской уголовной палаты, судья Московского надворного суда, коллежский асессор. О нём стали говорить в Москве, называли «гонителем неправды». Бедняки видели в нём своего заступника. Вместе с тем с 1817 года он — член организации «Священная артель», Союза спасения, Союза благоденствия и Северного общества (председатель Московской управы)…
В ночь на 14 декабря похолодало. Ночной извозчик подвёз Пущина к дому Рылеева. Вместе вышли и направились в сторону Сенатской площади. Уже было известно, что в войсках началась присяга царю, полки для выступления вывести пока не удавалось. Наконец на площадь вырвался первый восставший гвардейский Московский полк под командованием Александра Бестужева. 13 лет назад полк сражался на Бородинском поле, брал Париж. Пущин сразу оказался в его шеренгах. И хотя он был в штатской одежде, солдаты слушали его охотно. Площадь быстро заполнялась народом. Прибывало подкрепление восставшим. Петербургский генерал-губернатор граф Милорадович пытался образумить восставших, но был застрелен Каховским. Царь, извещённый о восстании доносчиками, заранее подтягивал войска, артиллерию. Восставшие были окружены, артиллерийские орудия били картечью. Снаряды валили стоявших в каре солдат. Полки стали отступать.
Грохот орудий, топот тысяч ног, стоны раненых, тела убитых… Пущин медленно, не прячась от пуль, уходил с площади. Через день был арестован, доставлен в Петропавловскую крепость. Известно, что он не воспользовался представившейся возможностью бежать за границу, когда князь Горчаков, его лицейский товарищ, а впоследствии министр, предложил ему бежать в Лондон, обещая помочь с паспортом. Но спасти себя, оставив друзейсоюзников в беде, было для него бесчестьем. Другой бы соблазнился, а этот твёрдо ответил: «Нет».
Фото из собрания музея декабристов. Иван Пущин в старости.
Потянулись бесконечные дни с допросами, на которых Пущин, в отличие от некоторых, держался твёрдо, отвечал коротко, не называя ничьих имён. Его признали виновным «в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов». Осужден по 1 разряду, приговорён в каторжную работу вечно. Через месяц пожизненный срок был сокращён до 20 лет.
Людмила Арзамасцева.