Сергей Владимирович, как вы отметили 30-летие ансамбля?
30-летие мы отметили своим сольным выступлением. Оно состоялось 7 ноября в Большом концертном зале Забайкальской краевой филармонии.
А какую дату можно считать датой рождения коллектива?
Датой рождения является именно первое публичное выступление. Оно состоялось 30 лет назад 4 ноября. Вот отправная точка. Я думаю, что коллектив живет, пока он играет. Он, конечно, может жить в сердцах, записях… Но говорить о том, что он существует и творит можно только тогда, когда он выступает. И поэтому самое лучшее празднование своего юбилея именно выступление перед заинтересованной аудиторией, которая сознательно пришла к нам на концерт, хочет нас услышать. Это для нас как праздник! Мы делимся своим настроением, мы общаемся с людьми и вербально, и посредством музыки.
Ваша аудитория не ограничивается только читинским зрителем.
Да, ансамбль много гастролирует по краю. И мы планируем сделать эти поездки постоянными. А в этом сезоне все выступления будут посвящены нашей юбилейной дате. В планах выступления на востоке Забайкальского края, в Красном Чикое, где, кстати, уже прошло несколько наших концертов. И мы очень стремимся быть услышаны. Такое творческое воплощение необходимо каждому артисту, ведь если не будет публики не будет и артиста.
Какие из выступлений за последние пять лет вам наиболее запомнились?
Это, конечно же, наши сольные концерты в забайкальской филармонии, выступать здесь нам всегда комфортно и приятно. Для нас, как профессионалов, было интересно поработать с такими яркими индивидуалами, великолепными музыкантами, как балалаечница, наша землячка, а ныне солистка Красноярского филармонического русского оркестра Вера Макарова, заслуженный артист Республики Бурятия тенор Митуп Шагдаров. Эти концерты вошли в программу фестиваля искусств Цветущий багульник.
Весной этого года состоялось одно из значимых для нас выступлений на музыкальном фестивале Струны Сибири по приглашению Виктора Петровича Гусева и Новосибирской филармонии.
Интересное выступление было в Барнауле, где проходил конкурс имени Астора Пьяццоллы. Наш ансамбль, как полноценный концертный коллектив с разнообразным репертуаром, отыграл отдельную программу, где мы продемонстрировали себя не только в сочинениях выдающегося аргентинского композитора, но и как исполнители другой, совершенно разной музыки. Очень интересно было играть в Иркутске на фестивале Байкальские струны. Для нас примечательной была аудитория: в зале собрались практически одни музыканты-народники. То есть мы оказались в профессиональной среде. И здесь ансамбль после участия в крупных мероприятиях, фестивалях выглядел совершенно другим: мы были уверены в своих силах. Для иркутян исполнили новую программу, и в прессе отметили, что будашкинцы снова стали другими. На мой взгляд, это хорошо: мы не стоим на месте, постоянно меняемся. Примечательными были концерты в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, концерт в помощь пострадавшим от наводнения. Везде нас принимают очень тепло.
Какую творческую победу вы считаете наиболее важной для ансамбля?
Для себя я определил: одна из крупных творческих побед это то, что мы в этом составе играем уже 10 лет. И это дорогого стоит. Другая победа это конкурсы. Причем победа в несколько ином смысле. Например, участие в конкурсе Terem Crossover стало определенной победой над собой. Мы поняли, что надо расширять репертуар, создавать собственные сочинения и не бояться этого. Само участие в подобных конкурсах очень полезно. На них можно и поделиться опытом, и послушать коллег по творческому цеху, и услышать для себя что-то новое. Все это откладывается где-то в подсознании и позже, прослушивая записи, можно обнаружить тонкие нюансы, сделать много открытий и откровений. Наша победа была и в том, что мы стали смелее, начали пробовать себя в создании своего материала.
Другая важная победа это поездка в Японию, благодаря которой мы вышли на новый уровень. Это было первое такое дальнее путешествие, и победа на японском конкурсе стала большим шагом вперед.
Вы постоянно работаете над своим репертуаром. Что теперь играют будашкинцы’? Что является решающим в создании своей интерпретации исполняемой вами музыки?
Сейчас мы обратились к творчеству нашего современника, французского композитора, исполнителя на аккордеоне и бандеонеоне Ришара Гальяно. Нам очень интересно работать над его произведениями, тем более что он в своем творчестве часто импровизирует, что близко и нам. К слову, Пьяццолла тоже никогда не играл одинаково, и каждое исполнение одного и того же произведения у него отличалось. И мы идем по этому же пути в сторону импровизации, большей свободы. Мы, конечно, ищем свои способы исполнения, стремимся делать обработки в своем особом индивидуальном стиле. Но это не самоцель. Самое главное, чтобы все эти средства и приемы правдиво раскрывали содержание музыки. Быть непохожими на других во что бы то ни стало, забывая о художественном замысле, неизменно приведет к тому, что слушатель услышит эту ложь, а мы не добьемся главной цели донести смысл музыки.
С кем вы сейчас сотрудничаете?
Мы активно работаем с замечательными исполнителями Татьяной Бородиной и Станиславом Симухиным. Кстати, они приняли участие и в нашем юбилейном концерте. Также стараемся сотрудничать с людьми, которые живут в Забайкальском крае и помогают нам организовывать концерты.
Каковы ваши дальнейшие творческие планы?
Нам хотелось бы выступить на Урале, в Западной Сибири. Но все больше мы склоняемся к мысли, что надо играть здесь, в нашем родном крае. И играть много, чтобы люди могли выйти из жестких рамок повседневности, может быть, даже, если хотите, увидеть какие-то другие стороны и смыслы жизни. Это наша главная задача. Очень хотелось бы войти в такой график, чтобы днем давать два-три концерта для школьников, а вечером большой концерт для взрослых. И посещать эти населенные пункты не единожды, а планомерно, постоянно.
Как воспринимают люди вашу музыку?
Люди соскучились по профессиональному исполнению. Конечно, культурные услуги сейчас очень разнообразны. И много людей, которым интересно слушать именно нас. Вот, например, нередки случаи, когда нам говорят: Я вас видел десять лет назад, мне очень понравилось. Я даже окончил музыкальную школу!. Очень приятно осознавать, что ты повлиял на кого-то, помог открыть для себя мир музыки. Пусть даже человек не стал музыкантом, но он пронес это в своем сердце, заинтересовался. Конечно, инструментальную музыку воспринимать сложно. Но на наших концертах люди прекрасно все понимают. Как-то мы взялись исполнять сочинение композитора ХХ века Вячеслава Семенова SOS, посвященного памяти моряков, погибших на подлодке Курск. Музыка эта очень диссонантная, мрачная по содержанию, и непроста для восприятия. Мы доработали музыкальное содержание вербально и визуально. И люди поняли. Главное играть правдиво и понимать то, что ты играешь.