Наша сегодняшняя собеседница не пишет стихов, в чем она честно признается, но, по словам молодых забайкальских поэтов из состава Совета молодых литераторов, без Ксении Раздобреевой их творческий союз представить просто невозможно.
-— Ксения, расскажите немного о себе. Где родились, учились, чем занимались и где трудитесь сегодня?
— Родилась в Чите, живу здесь всю жизнь, с годовым перерывом. Перерыв был на учёбу в Москве – выпускной курс в ГИТИСе по специальности «театроведение», писала диплом, изучала театр. По первому образованию — журналист, с первого курса журфака ЗабГГПУ (тогда он еще так назывался) практиковалась в разных читинских редакциях — «Деловое Забайкалье», «Читинское обозрение», больше пяти лет работала на «Радио России-Чита», читала новости на «Авторадио» и «Ретро ФМ», кстати, «Забайкальский рабочий» тоже был в списке, но недолго. Позже писала в московские «Известия», журнал Союза театральных деятелей РФ «Страстной бульвар, 10», работала специальным корреспондентом портала «Русская планета», сейчас пишу новости Дальнего Востока для всероссийского портала «Агентство социальной информации». До сих пор продолжаю сотрудничать с газетой «Культура Забайкалья», пишу для неё с 2007 года. А основная моя работа в Забайкальском краевом драматическом театре — руководитель литературно-драматургической части.
— Что представляет из себя всероссийский драматургический конкурс пьес для детей «Маленькая ремарка», где Вы являетесь ридером?
— Конкурс новой драматургии «Маленькая ремарка» — это возможность драматургам, которые пишут для детей и подростков, заявить о себе, а режиссерам и, например, актерам познакомиться с новыми текстами, найти что-то для себя. На конкурс ежегодно приходит огромное количество заявок, поэтому ридеры делают отбор в лонг-лист и шорт-лист, списки размещаются на сайте конкурса (https://remarka-drama.ru/texts/2020mr12/ ). Эти пьесы доступны всем желающим. Я уже второй год становлюсь ридером, и это замечательный опыт — кроме того, что меняется общий уровень текстов, каждый раз проявляются схожие темы у разных авторов, и это показатель конкретного отрезка времени, больных точек или областей, которые вдруг начинают интересовать людей.
— С какими средствами массовой информации Вы сотрудничаете? Где можно почитать Ваши заметки?
— Каждый месяц — в «Культуре Забайкалья», это стабильность! Остальное по случаю, например, ряд моих рецензий на спектакли разных театров страны в прошлом году был опубликован в «Стенгазете» (https://stengazeta.net/?cat=4). Самый верный способ не пропустить — смотреть на мою стену ВКонтакте, там стараюсь оставлять ссылки на свои тексты.
— Как так получилось, что жизнь свела Вас с молодыми поэтами из Совета молодых литераторов?
— Это как раз история о том, что никогда не угадаешь, какие интересные проекты могут встретиться в жизни и когда. Про СМЛ мне рассказали Артем Декин (он работает главным художником забайкальского драмтеатра) и Анатолий Сидорков (первый председатель СМЛ Забайкалья), пригласили в Бюро СМЛ. Мне показалось это интересным опытом, возможностью применить имеющиеся навыки и знания на пользу в новой сфере. И, конечно, научиться чему-то новому. Потому что останавливаться нельзя. С кем-то из молодых интересных забайкальских авторов я уже была знакома, даже работали или учились вместе, но со многими познакомилась уже в СМЛ и очень рада этому.
— Молодые забайкальские поэты из Совета молодых литераторов очень тепло отзываются о Вашем сотрудничестве с ними …
— Я участвовала в подготовке антологии молодых литераторов России «Онон» — это первый сборник забайкальского СМЛ. В него вошли стихи и проза молодых авторов из тридцати регионов страны и восьми забайкальских! В феврале отмечали День дарения книг в органном зале филармонии. Но так как я работаю в театре, я всё же ищу возможности связать СМЛ и театр.
Очевидно, что театр очень тесно связан с текстом. Но забайкальский драматический сейчас, к сожалению, практически не связан с текстами современных забайкальских поэтов и писателей, а они не связаны с театром. Хотя в истории театра были громкие и успешные постановки по текстам К.Седых, В. Липатова, В. Балябина, Р. Филиппова, Н. Кузакова, Б. Макарова и многих других. В репертуаре есть инсценировки, созданные непосредственно забайкальскими писателями («Оскар и Розовая Дама» Б.Кузника) или на основе их текстов («Приключения Бобика, или Улыбка хвостом» Е .Нимаева по рассказам А. Гордеева), театрализованное представление «Я люблю тебя, Чита!» создано по оригинальному сценарию А. Декина. Но мне бы хотелось, чтобы сотрудничество театра с местными, в том числе молодыми, авторами все-таки было более тесным, нестандартным, нескучным или для галочки, чтобы были эксперименты, читки, лаборатории и т.д. Да, драматургия в Чите отсутствует как жанр, пьеса обладает своей спецификой, чтобы ее освоить, нужно потратить много времени и сил. Но думаю, что можно попробовать. А начать с уже имеющегося. На сегодняшний день есть идея совместного проекта СМЛ и забайкальского драматического — создать видеоспектакль на основе текстов молодых забайкальских авторов. Привлечь студентов театрального отделения к исполнению. А актриса театра, заслуженная артистка России Екатерина Рябова не только чудесно читает стихи и прозу, но и имеет большой опыт в создании композиций. Идея возникла в период карантина, осенью, когда театр много работал в Интернете, пытался выстроить диалог со зрителями по-новому. Надеюсь, проект реализуется и станет отправной точкой. А когда-нибудь, кто знает, может, появится забайкальский драматург!
— Если говорить о вашем сотрудничестве с СМЛ, то наверняка есть какие-то планы на будущее?
— С авторами из СМЛ придумать и воплотить много проектов, которые выведут литературное творчество в городе и крае на новый уровень взаимодействия со зрителями и слушателями. Наладить работу с грантами, ведь сегодня они становятся основной возможностью реализации множества потрясающих идей. Привлекать новых членов в Совет: всегда стараюсь рассказывать о СМЛ, если вижу, что человек пишет сам или просто интересуется литературой. А так как ежегодно становлюсь членом жюри разных конкурсов чтецов, есть кому рассказывать. На самом деле нужно просто быть открытым новому — точно загадать и запланировать на будущее сложно, но можно быстро реагировать на возникающие ситуации, ловить возможности, чувствовать время, и главное — самому всегда быть к этому готовым.
— Ваши пожелания читателям газеты, а также тем, кто сегодня занимается творчеством: пишет, поет, танцует, играет в драмкружках?
— Известно, что творчество — это малый процент таланта и большой процент упорной работы. Поэтому я желаю, чтобы эта работа была, и была в удовольствие. Ведь если творчество не радует творца (несмотря на все трудности, преодоления и прочее), оно теряет свою суть и особую прелесть. Не останавливайтесь на достигнутом, ведь всегда есть к чему стремиться — к новым вершинам.
Спасибо!
Олег Тополев.