Комментируя износ внутриквартальных сетей, аварийность коммуникаций и жалобы читинцев, министр также отметил, что в год получается заменить от шести до десяти километров трубопроводов.
Протяженность внутриквартальных сетей Читы составляет 452 км, теплосети принадлежат администрации города Читы, сообщил Александр Бутырский. На сегодня между ТГК-14 и городом заключен договор аренды. Сети уже старые, остаточная стоимость низкая и поэтому амортизационные отчисления небольшие. Если мы перекладываем в год шесть километров, сети не будут обновляться 75 лет, а нормативный срок службы сетей от 20 до 25 лет. Вот и понятно, почему растет аварийность. В свое время была разработана программа по капремонту внутриквартальных сетей Читы, по которой предусматривалось 200 млн. рублей в год на эти цели. Из них 100 млн. должна внести администрация города Читы, 100 млн. рублей субъект. При этом те 70 млн. рублей, которые платятся за аренду сетей, идут помимо программы капремонта. Из-за дефицита бюджетов исполнить программу не удалось.
Как добавил Александр Бутырский, еще одним источником финансирования для замены сетей могла бы стать программа по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. В рамках этой программы и предлагался пункт Реконструкция тепловых сетей города Читы, сумма финансирования составляла 3,2 млрд. рублей.
Но практически 97 процентов денежных средств этой программы выделили Дальнему Востоку. По субъектам Байкальского региона остались только инфраструктурные объекты, связанные с автомобильными и железными дорогами. Социальные и коммунальные объекты в эту программу не вошли, добавил Александр Бутырский. Хотя власти региона не оставляют попыток внести изменения в эту программу.
В ближайшее время состоится приезд высокопоставленных руководителей, будут приниматься решения по распределению средств в этой программе, но дать стопроцентную гарантию, что внутриквартальные сети там появятся, нельзя.
Краевая власть ставит вопрос перед федерацией о том, что денежные средства, выделенные на развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, должны распределяться пропорционально численности населения в субъектах, а не наоборот. Как отметил министр, ТГК-14 тратит средства на ремонт трубопроводов в рамках установленного тарифа. То есть источником финансирования теплосетей является только тариф на передачу тепла, никаких иных средств у энергокомпании нет. Если говорить о вложении прибыли компании на эти цели, то это возможно лишь в отношении собственного имущества ТГК-14.
Почему бы городской Думе и администрации Читы не рассмотреть вопрос о передаче тепловых сетей в собственность ТГК-14, тогда энергокомпания будет иначе смотреть на реконструкцию этих сетей. Если бы теплосети принадлежали ТГК-14, подход к решению проблемы у энергокомпании был бы иной, уверен министр. Другой вариант передать сети в ТГК-14 на основе соглашения о концессии, а не по аренде. Концессионное соглашение предусматривает требование к имуществу: оно по окончании срока договора должно вернуться собственнику либо в том состоянии, в котором его передавали, либо в улучшенном. Еще один способ решить проблему: с одобрения городской Думы повысить тариф в счет ремонта сетей на 20-25 процентов. Но тарифное решение будет возлагать нагрузку на жителей города и на те же бюджеты. Есть также вариант регулирования тарифа по методу RAB регулирования, когда компания-собственник берет кредиты, вкладывает деньги в реконструкцию имущества, чтобы, улучшив его состояние, компенсировать заемные средства.