16.01.2025 / 03:07
Главная/Статьи/Лариса Карпова: «Актёр-кукольник должен уметь всё»

Лариса Карпова: «Актёр-кукольник должен уметь всё»

15/01/2025 в 22:46
Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона о защите граждан от мошенников
15/01/2025 в 22:04
Ветеранам Великой Отечественной войны в России выплатят по 80 тысяч рублей
15/01/2025 в 21:38
Дети из Курска получили подарки от забайкальского отделения «Единой России»
15/01/2025 в 20:28
Лавров напомнил, что принципы международного права закреплены в Уставе ООН — Борисова
15/01/2025 в 20:03
Юрпомощь окажут бойцам СВО в Штабе общественной поддержки в Чите
15/01/2025 в 19:24
Макаров: Россия следует подходу взаимного уважения интересов друг друга
15/01/2025 в 18:39
Рекорд урожайности 2023 года планируют повторить в Забайкалье
15/01/2025 в 17:52
Ванчикова встретилась с многодетными семьями бойцов СВО в Угдане
15/01/2025 в 17:32
Более 20 воздушных судов будут бороться с пожарами в Забайкалье в 2025 году
15/01/2025 в 17:16
Ещё 800 млн рублей выделили на охрану лесов на севере Забайкалья
15/01/2025 в 16:55
Суд в Чите приговорил красноярца к 4 годам колонии за оправдание террора
15/01/2025 в 16:28
Читинской авиабазе требуется 240 человек для тушения лесных пожаров
15/01/2025 в 16:02
Моржи выступят в костюмах богатырей перед Крещенскими купаниями в Чите
15/01/2025 в 15:29
Комиссию по поддержке кинематографа создали в Забайкалье
15/01/2025 в 15:06
Голосование за лучшие губернаторские проекты стартовало в Забайкалье
15/01/2025 в 14:34
Рак выявили у троих забайкальцев во время проекта «Родинка в деталях»
15/01/2025 в 14:02
Расстрелявшему сослуживцев в Горном Шамсутдинову пятый раз отказали в отправке на СВО
15/01/2025 в 13:29
Прокуратура начала проверку из-за аварии на котельной в Забайкальске
15/01/2025 в 13:11
Экс-чиновницу осудили после крупного пожара возле Нелят
15/01/2025 в 12:39
Пассажирка Nissan Teana пострадала по вине водителя-подростка в Забайкальске
15/01/2025 в 12:15
Жильё перед покупкой на маткапитал в Забайкалье будут проверять на пригодность
15/01/2025 в 11:43
Пять мотоциклов отправят на СВО в рамках акции «С теплом из Забайкалья»
15/01/2025 в 11:16
Два котла дали течь на котельной в посёлке Забайкальск
15/01/2025 в 10:46
Бизнесмены создали около 5 тысяч рабочих мест в Забайкалье за пять лет
15/01/2025 в 10:15
Восемнадцать протоколов составили на двух читинцев за расклейку рекламы на знаках
15/01/2025 в 09:43
Фура сбила 65-летнего пешехода на трассе в Чите
15/01/2025 в 09:21
Подлинники картин известных российских художников покажут в музее Читы
15/01/2025 в 08:42
Глава Минэконома Забайкалья подарила сыну бойца СВО 3-D принтер
15/01/2025 в 07:36
Мини-музей истории Советского Союза откроют в ЗАТО Горный
14/01/2025 в 22:45
Пять новых ФАПов подключили к электроснабжению в Забайкалье
Фото: Архив Забайкальского театра кукол

Полвека назад юная выпускница театрального отделения Читинского культурно-просветительского училища Лариса, подав заявление на принятие в труппу областного театра кукол, услышала от своего преподавателя Михаила Ананьева: «Это теперь до конца жизни». Тогда молодая актриса не восприняла эти слова всерьез, но вот спустя 50 лет в трудовой книжке Ларисы Викторовны только одна запись. 6 января наша героиня отмечает юбилейную дату своей творческой деятельности в Забайкальском краевом театре кукол «Тридевятое царство». В преддверие этого события Заслуженный деятель искусств Читинской области Лариса Карпова рассказала о своем актерском пути, любимых ролях и гастрольных приключениях корреспонденту «Забайкальского рабочего».

Архив Театра кукол

«Никто не думал, что я стану актрисой»

Лариса Викторовна появилась на свет в Чите в довольно необычной семье. Ее отец был представителем редкой профессии — кузнецом. Мать и вовсе была полна загадок, начиная от собственного имени, — в разных документах она была названа Ираидой, Героидой, Гертрудой. Разночтения были и в отчестве: ее писали то Андрияновна, то Андреевна. Лишь незадолго до безвременного ухода матери Ларисе Викторовне удалось привести ее документы к единообразию. Гертруда Андрияновна всю жизнь шла рука об руку с искусством. Она обладала прекрасным певческим голосом, благодаря которому многие называли ее соловушкой.

— Мне не достался великолепный голос мамы. Никто из родных даже подумать не мог, что я стану актрисой. Мама мечтала, чтобы я выучилась на учителя или врача, но меня эти профессии не привлекали. Специально завалив экзамены в пединститут, я в расстроенных чувствах шла по городу и встретила одноклассницу Ирину. Рассказала ей о моих злоключениях, на что она посоветовала мне поступить на театральное отделение культурно-просветительского училища. Напомнила о моих победах в школьном конкурсе чтецов. Я пришла уже на третий поток училища — группы были практически набраны. Михаил Сергеевич Ананьев взял меня на свой курс с испытательным сроком. В группе нас было 13 человек. После выпускного пятерых забрала в труппу театра кукол главный режиссер учреждения Маргарита Алексеевна Поспелова. Когда я сообщила Михаилу Сергеевичу о том, что решила остаться в театре, он сказал мне, что театр кукол — это до конца жизни, — поделилась Лариса Карпова.

Так 6 января 1975 года в судьбе нашей героини началась новая удивительная глава.

— Искусство кукольного театра — необычное и интересное. Актер-кукольник должен уметь всё: и петь, и танцевать, и менять голос от самого высокого до самого низкого. Я всегда сначала беру куклу и пытаюсь понять, что она может, что можно из нее выжать. Пока я этого не пойму, не приступаю к работе над ролью. Поэтому про меня нередко говорят в театре, что я хорошая актриса, но слишком долго копаюсь в ролях, — смеётся Лариса Викторовна.

Архив Театра кукол

Тяжёлым трудом к большому успеху

За полвека творческой деятельности Лариса Карпова сыграла множество самых разных ролей. Некоторые из них поначалу казались ей невероятно сложными, но впоследствии стали любимыми.

Свой творческий путь Лариса Викторовна начала с главной роли в историческом спектакле о татаро-монгольском нашествии «Марьюшка» (6+), поставленном режиссером Марией Хомкаловой. «Сначала я просила заменить меня другой актрисой, объясняя тем, что для главных ролей еще не научилась как следует водить куклу. Но потом этот спектакль и эта роль стали для меня очень дорогими», — отметила актриса.

Нелегко далась ей роль и в триумфальном для театра спектакле «Каштанка» (6+) в постановке главного режиссера театра кукол Валерия Затопляева.

— Три дня до сдачи спектакля, а кукла-марионетка у меня не ходит. Помню: уже поздний вечер, все ушли, а я сижу в зале и разговариваю с куклой. Зашел директор театра Юрий Васильевич Оглы. Я рассказала ему о капризной кукле. Мы отправились в инженерный цех. Вместе с инженером мы думали, как сделать так, чтобы кукла пошла. В итоге нам удалось найти способ — за ночь инженер переделал куклу. На худсовете мою роль даже отметили, — продолжила рассказа о театральном пути Лариса Карпова.

В 1995 году уже новый директор театра кукол Галина Павлович нашла возможность, чтобы труппа приняла участие в Международном фестивале театров кукол в Выборге. На конкурс было решено представить спектакль «Каштанка». Кроме того, коллектив привез собой совершенно новую постановку «Морозко» (3+).

— Один из театров-участников не смог приехать, и организаторы спросили, есть ли у кого-то еще один спектакль. Галина Григорьевна решила, что мы должны выступить. Мы не хотели этого, потому что считали, что над сказкой «Морозко» нам еще следует поработать. Спектакль не впечатлил членов жюри. Они отметили игру актеров, но посчитали, что режиссер не до конца раскрыл наши актерские задачи. Посмотрев постановку выборгского театра, мы поняли, что нужно делать — при живом плане куклу надо убирать, а за ширмой работать только с куклой. Когда мы должны были по конкурсу показывать «Каштанку», театральные критики (как они признали позже) с опаской шли на наш спектакль. Но в итоге мы стали победителями фестиваля, — поделилась воспоминаниями актриса.

Доводилось Ларисе Карповой играть и мужские роли. В начале 2000-х годов в театре поставили новогодний спектакль «Дед Мороз и Вредина» (0+), где ей досталась роль Бармалея.

— Даже Маргарита Алексеевна, когда узнала о том, что мне дали мужскую роль, сказала, что режиссер хочет меня сломать. Она видела во мне лирическую героиню, но режиссер был уверен, что мне под силу и острохарактерные роли. Месяц я упрямо работала над ролью, и в итоге у меня получился очень смешной Бармалей, который стал одним из любимых сыгранных мною персонажей. В итоге у нас сложился ансамбль злодеев: Бармалей, старуха Шапокляк и Баба Яга. Публика с восторгом принимала спектакль. Через много лет мы попытались возродить эту постановку. Роль Бармалея в ней отдали мужчине. Я помогала актеру в работе над ролью, давала советы. Но спектакль не нашел отклика у зрителей, — рассказала наша собеседница.

Архив Театра кукол

Когда злодеев приходилось спасать

Немало в творческой судьбе Ларисы Карповой было и забавных казусных ситуаций, связанных с теми или иными роями. Как-то в одном из детских летних лагерей театр показывал спектакль «Мальчиш – Кибальчиш» (6+). Лариса Викторовна исполняла роль Плохиша. Ее игра была настолько убедительной, что ребята начали кидать в ее персонажа камни и палки.

Примерно три года назад наша героиня играла роль Кикиморы на новогодней ёлке. Злодейка настолько рассердила малышей, что около двадцати маленьких зрителей накинулись на коварную Кикимору. Спасать ее пришлось положительным персонажам сказки, администраторам и гардеробщикам.

Бывало и такое, что даже приходилось работать на сцене без голоса.

— Как-то мы приехали на Сахалин с тремя спектаклями. Был День Победы, я хорошо себя чувствовала, а на следующее утро проснулась без голоса. После осмотра врач сказал нашему директору Галине Григорьевне, чтобы я на 10 дней забыла о способности говорить. Это была катастрофа! Пришлось выходить из положения: актриса нашего театра Татьяна читала текст, а я водила куклу, — рассказала Лариса Викторовна.

За эти насыщенные событиями полвека Лариса Карпова объехала не только всё Забайкалье, но и всю Россию. Гастроли раньше длились не 10 дней, а полтора месяца. Как-то театр уехал на гастроли в Благовещенск в сентябре, а вернулась труппа уже в ноябре. Сотрудникам театра даже пришлось пройтись по домам артистов, чтобы собрать и отправить гастролерам зимние вещи.

По словам Ларисы Викторовны, актеры-кукольники настолько универсальные артисты, что для них не составляет труда работать и в драматических спектаклях. Это она доказала своим примером, сыграв в комедии «Три красавицы» (12+) в Забайкальском краевом драматическом театре, которую поставила режиссер Наталья Карпенко. Актерский состав спектакля: Лариса Карпова и Заслуженные артистки России Екатерина Рябова и Любовь Гамова, — получили награду за лучший актерский ансамбль.

Архив Театра кукол

«Дочка теперь у меня не одна, а четыре»

Театр кукол выступал в колониях, детских домах. Еще в самом начале творческого пути Ларисы Карповой после спектакля в детском государственном учреждении в Петровске-Забайкальском к ней с криком «Мама!» выбежала маленькая девочка-сиротка.

— Мне тогда не было и 20 лет. Я растерялась. Кое-как сотрудникам учреждения и моим коллегам удалось оторвать от меня малышку и увести, — вспомнила наша собеседница.

Спустя много лет после этого случая Лариса Викторовна посещала репетиции и присутствовала на сдачах спектаклей театрального кружка «Родник» под руководством Светланы Панченко в Читинском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени В. Н. Подгорбунского. Со временем данный театральный коллектив получил звание народного.

— Так вышло, что своих детей мне Бог не дал. В центре я познакомилась с 12-летней девочкой Мариной, стала приглашать ее к себе. Мы были настолько похожи, что после того, как я пришла в гости с девочкой к моей маме, мама накинулась на меня с обвинениями: мол, как я посмела оставить дочку в детском доме. Я хотела удочерить Марину, но в органах опеки получила отказ. Несмотря ни на что, мы с Мариной остались друзьями — она зовет меня мамой. Да и в целом с этой группой ребят у меня была настолько тесная связь, что дочка теперь у меня не одна, а четыре, — сказала Лариса Карпова.

За время работы нашу собеседницу приглашали во многие театры кукол России — Благовещенский, Железногорский, Рыбинский, Магаданский. Но она так и не смогла оставить родителей и свой родной коллектив.

За многолетний добросовестный труд Лариса Викторовна награждена медалью «За трудовое отличие», знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу», знаком «За активное участие в культурном обслуживании строителей БАМа», знаком «Лауреат премии комсомола Забайкалья». Также она является «Ветераном труда».

Своим умением вдыхать в неподвижных кукол жизнь Лариса Викторовна с удовольствием делится с молодыми коллегами. Она учила кукловождению таких известных артистов театра, как Вилена Собенникова, Сергей Калинников. И сейчас она продолжает заниматься с молодыми актерами — разбирает роли, учит выстраивать контакт с куклами. Для нее куклы — живые, настоящие «артисты» со своими характерами. Есть среди них послушные и покладистые, а есть те, которых сначала нужно задобрить лаской и нежным словом, чтобы они ответственно выполняли свои задачи.

Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Актуальные новости
Общество
15/01/2025 в 08:03
Юрпомощь окажут бойцам СВО в Штабе общественной поддержки в Чите

Консультации будут бесплатными

Общество
15/01/2025 в 06:39
Рекорд урожайности 2023 года планируют повторить в Забайкалье

В 2025 году аграрии хотят получить 200 тысяч тонн зерна

Общество
15/01/2025 в 05:52
Ванчикова встретилась с многодетными семьями бойцов СВО в Угдане

Семьям участников спецоперации обязательно окажут поддержку

Общество
15/01/2025 в 05:32
Более 20 воздушных судов будут бороться с пожарами в Забайкалье в 2025 году

Только фактическая пожарная обстановка покажет, будет ли техники достаточно

Общество
15/01/2025 в 05:16
Ещё 800 млн рублей выделили на охрану лесов на севере Забайкалья

В том числе на эти средства построят модульные здания для трёх авиаотделений

Происшествия
15/01/2025 в 04:55
Суд в Чите приговорил красноярца к 4 годам колонии за оправдание террора

Также ему запретили в течение 3 лет заниматься публичной деятельностью в интернете


Подписаться на газету