623-милионный контракт на строительство участка Нарын-Газимурский Завод выставило на конкурсные торги Федеральное агентство железнодорожного транспорта в октябре нынешнего года. Но так уж вышло, что металлурги, дорожники и энергетики оказались как герои известной крыловской басни, и не могут самостоятельно договориться о координации строительных работ.
Больше координации
Инициатором рассмотрения вопроса стало правительство Забайкальского края, отметили в министерстве природных ресурсов и промышленной политики региона. По результатам этого обращения президент поручил Министерству транспорта России откорректировать паспорт и проект строительства железнодорожного участка и провести конкурс по выбору генерального подрядчика строительства.
На XIII Сочинском инвестиционном форуме в сентябре нынешнего года премьер-министр Дмитрий Медведев дал Министерству по развитию Дальнего Востока, Минтрансу, Минэнерго и Минфину распоряжение с громоздкой формулировкой проработать вопрос о синхронизации строительства и ввода в действие объектов железнодорожной и электроэнергетической инфраструктуры с вводом в действие Быстринского горно-обогатительного комбината с участием правительства Забайкальского края, ОАО ГМК Норильский никель. Что это означает, и что конкретно будут предпринимать на строительной площадке нового горнодобывающего района?
В начале 2014 года прежний генеральный подрядчик ООО Корпорация Инжтрансстрой, к тому времени выполнившее 90 процентов всех запланированных строительных работ, объявило о своей ликвидации. С 6 июня государственные контракты с этой компанией были расторгнуты. К этому времени из предусмотренных паспортом проекта 32,24 миллиарда рублей 30,84 миллиарда уже было освоено. В то время как подготовка к добыче руд на Быстринском месторождении, пусть и медленно, но все же ведется, ситуация требует координации ввода в действие основного производства и объектов инфраструктуры.
Успеть к одному сроку
Напомним, освоение юго-востока Забайкалья ведется на основе государственно-частного партнерства между Инвестиционным фондом РФ (75 процентов вложенных средств) и ОАО ГМК Норильский никель (25 процентов инвестиций). Со времени начала разработки так называемый Читинский проект Норникеля по освоению залежей меди, золота, железа и молибдена несколько раз переписывался. Изначально компания намеревалась строить пять горно-обогатительных комбинатов. Затем и число их, и сроки сдачи в эксплуатацию были скорректированы. Сейчас планируется, что запуск ГОКов состоится не ранее, чем в 2016 году. В первую очередь предусмотрены разработка Быстринского месторождения, возведение Быстринского ГОКа и строительство 12 километров подъездных путей к нему.
В соответствии с поручением президента, данным Минтрансу, вся прокладка рельсов должна закончиться в 2015 году.
При этом Министерство транспорта Российской Федерации, уточняется в сообщении замминистра природных ресурсов Забайкальского края Елены Протасовой, уведомило правительство края, что завершение строительства железной дороги в параметрах, полностью обеспечивающих освоение Норникелем планируемых объемов перевозок, возможно при изменении ее категории с пути общего пользования на подъездной путь.
В общем, работы у государственных чиновников и частного инвестора более чем достаточно. Однако наиболее серьезную проблему составляет даже не достройка железной дороги, а обеспечение будущих ГОКов электроэнергией. В соответствии с договором технологического присоединения, который Норникель заключил с ОАО ФСК ЕЭС еще в 2013 году, энергетики должны построить высоковольтную линию между Харанорской ГРЭС и подстанциями на Бугдаинском и Быстринском месторождениях напряжением 220 киловольт. Стоимость ее в соответствии с проектно-сметной документацией превышает 7 миллиардов рублей, и все вложения в строительство ОАО ФСК ЕЭС должна сделать из собственного бюджета.
В апреле этого года Норильский никель сообщил о завершении Быстринской и Бугдаинской подстанций. Однако ЛЭП, которая обеспечивала бы их напряжением, еще не построена. И тут, как говорится, хозяин барин: раз энергетики оплачивают все работы из собственного кармана, то и сроки выполнения инвестиционной программы они устанавливают самостоятельно. А срок окончания строительства в ней датирован 2022 годом. Вот тут-то и нужна та самая синхронизация действий разных структур, о которой говорили участники Сочинского форума. Но никакой координации действий нет. Правительство Забайкальского края отказывается согласовывать инвестпрограмму ФСК ЕЭС.
Учитывая стратегическую важность Быстринского ГОКа для экономики края, отмечает в своем сообщении замминистра природных ресурсов региона Елена Протасова, в настоящее время проводится работа с Министерством энергетики РФ по обеспечению финансирования строительства линии.
Отметим, что цена вопроса составляет ни много ни мало более 7 миллиардов рублей. Деньги у энергетиков есть. Было бы желание пойти навстречу металлургам!