В рамках программы «Регион 75» X Забайкальского международного кинофестиваля (16+) гости читинского кинотеатра «Бригантина» увидели постановочнодокументальный фильм «Миссия» (12+) режиссёра Александра Свешникова. Лента рассказывает о миссионерской экспедиции группы людей в Мраморное ущелье в Каларском районе Забайкалья в мае-июне 2016 года.
Представил фильм непосредственный участник экспедиции — руководитель миссионерского отдела Нерчинской епархии протоиерей Александр Тылькевич.
— Когда мы поднимали поклонный крест на пик БАМа, глядя с высоты двух тысяч метров, я сказал: «Господи, помилуй! Последний раз я здесь». Но когда после этого я приехал в Москву, меня нашел режиссер Александр Свешников. Он увидел новостной сюжет о нашем восхождении на БАМ, что подвигло его завершить пролежавший десять лет сценарий документального фильма об экспедиции в Мраморное ущелье. Я ответил, что дал слово: мой подъем на БАМ был первым и последним. Позже мне позвонил автор идеи, а в последующем художник фильма Сергей Козлов. Он спросил: «Помнишь, как тяжело нам было на БАМе? Я гарантирую, что здесь будет в десять раз легче». Я поверил этим словам, но на деле нам оказалось в десять раз тяжелее. Вместо пяти человек в экспедицию отправились 12, вместо 70 килограммов мы несли на себе 100 килограммов. Некоторые эпизоды снимались в несколько дублей. Мы умирали от перенапряжения. Но когда закончили работу и увидели готовый фильм, поняли, что игра стоила свеч, — поделился Александр Тылькевич.
По его словам, с 2016 года некоторые участники экспедиции ушли из жизни. Не стало и Сергея Козлова. По мнению Александра Тылькевича, фильм «Миссия» — достойная память о каждом из ушедших членов съемочной группы. Картина три года продержалась в прокате в Москве, что является огромным сроком для документального кино.
Помимо Александра Тылькевича в кадре перед зрителем также предстают врач и экстремальный путешественник, поэт Ингвар Аурум и альпинист-скалолаз из Приморья Виктор Данилов. Картина снята в Чарской котловине — на самом севере Забайкалья, который окружен пиками Кодара, Удокана и Каларского хребта. В Мраморном ущелье в 1949-1951-х годах находился Борлаг — Борский исправительно-трудовой лагерь, в котором уголовники и политзаключенные добывали уран для нужд атомной промышленности страны. Как рассказывала в 2016 году газета «Шилкинская правда» со ссылкой на архивные документы, Борлаг подчинялся непосредственно ГУЛАГу СССР. В лагере действовали три отдельные подкомандировки с лимитом наполнения 600, 850 и 1000 человек. «Заключенные Борлага были заняты на добыче радиоактивных ископаемых при Ермаковском рудоуправлении по добыче урановых руд. О темпах производимых здесь работ говорит следующий факт. Через семь месяцев после заброски сюда первой партии заключенных на руднике Мраморный добывали уран уже из пяти штолен, проходка которых велась на высоте 2300 метров. Если учесть, какие в этих местах бывают морозы — снег даже в июне лежит на склонах гор, а ледники вечной мерзлоты не успевают растаять за короткое лето, и вокруг холодные камни — можно представить, какой ценой оплачены трудовые достижения невольников», — отмечала «Шилкинская правда».
Экспедиция отправилась в Мраморное ущелье с целью изучить артефакты бывшего ИТК и установить на одной из горных вершин Удокана поклонно-мемориальный крест, и совершить панихиду в память о погибших здесь заключенных, самоотверженно трудившихся на благо страны.
«Многие заключенные, погибшие в ГУЛАГе в Мраморном ущелье, не имели христианского погребения. Но их гибель не должна уйти в небытие, — делился своими мыслями перед походом Александр Тылькевич. — Они добывали первый уран для нашей оборонки, их смерть — это наша жизнь».
На протяжении всей картины Александр Тылькевич и Ингвар Аурум идут по местам, где когда-то работали заключенные, двигаясь к одной из вершин Удокана. Параллельно с ними этим же маршрутом, стараясь не встречаться с участниками экспедиции, бредет одинокий путник, роль которого исполнил Виктор Данилов. Вероятно, этот странник является воплощением страдающей, неупокоенной души всех тех, кто добывал уран на этой суровой земле. На такие мысли наводит эпизод, в котором, зайдя в одну из заброшенных шахт, путник слышит удары шахтерского молотка и затем видит, что работающий инструментом шахтер, это он сам. А каким счастливым и просветленным становится лицо странника, когда он приближается к вершине и видит установленный на ней поклонный крест. Ведь с этого момента души оставивших здесь свои жизни альпинистов, геологов и заключенных обретают долгожданный покой.
Фильм «Миссия» завораживает с первых кадров: снежные просторы, величественные горные вершины с зацепившимися за них растрепанными тучами, слоистые льды, бурные горные реки с кристально чистой водой, Чарские пески с островками желтоглазых ургулек.
Операторская работа Кристины Беляцкой настолько талантлива, что сердце сжимается от предстающей перед глазами красоты. Смотришь на эти виды, словно сам внезапно оказываешься вместе с героями киноленты на бескрайних северных просторах Забайкалья. И совершаешь удивительное открытие — так ведь это наша родная земля! Мы часто восхищаемся вершинами Кавказских гор, сказочными видами швейцарской природы, даже не думая, что имеем территории, ничуть не уступающие, а, возможно, и превосходящие по своей красоте.
В отличие от привычных документальных фильмов, в «Миссии» мало конкретной информации о происходящем, много намеренных недосказанностей. Украшением киноленты служат музыкальное сопровождение, поэтические строки, краткие искренние диалоги путешественников.
Так о чем же этот фильм? Думаю, что в первую очередь — о пути к себе, об осознании самого себя как цельного божьего творения, при этом неразрывно связанного с тем, что было до нас и что будет после. Именно по этой причине зрители выходили из зала одухотворенными и вдохновленными, словно сами прошли с героями картины этот трудный и великий путь.
— Фильм невероятно впечатляющий. Картины природы завораживают. Интересна и идея фильма. В нём и память, и мощь, и тайна, — поделилась зрительница Любовь Александровна.
Еще один зритель Алексей — сослуживец Александра Тылькевича, поэтому он смотрел картину с особыми чувствами.
— Мы бок о бок служили вместе на протяжении десяти лет. Кроме того, я родом из тех мест, которые показаны в фильме. Это моя малая родина, где я прожил 40 лет. В юности с ребятами мы часто бродили по заброшенным штольням. Покинул я родные места десять лет назад, а после просмотра «Миссии» захотелось снова их увидеть, — сказал мужчина.
Еще одна, на мой взгляд, значимая идея фильма, заключается в том, что не нужно стыдиться прошлого своего родного края, даже если в нем были страницы, которые хотелось бы перелистнуть и забыть. Наоборот, следует помнить и гордиться. И не смущаться стыдливо, когда Забайкалье называют каторжным краем. Ведь в показанных в фильме почерневших от времени бараках с пустыми глазницами окон жили люди, обладающие выдающимся умом и талантами, работавшие на совесть, отдавшие жизни ради развития и безопасности своей страны.
Юлия Болтаевская.