Хотя лето уже началось, в этом маленьком селе на севере Забайкалья еще не сошли снега. Климат определяет и образ жизни местного населения, большую часть которого составляют эвенки, для которых даже в 21 веке олень — это средство передвижения, труженик и кормилец. В 2021 году село Чапо-Олого Каларского муниципального округа отмечает свое 120-летие.
О жизни удаленного населенного пункта читателям «Забайкальского рабочего» рассказала глава местной администрации Светлана Симонова. По ее словам, село Чапо-Олого было основано в 1901 году кочевыми народностями, которые осели в этой местности и образовали поселение. В советскую эпоху здесь был создан колхоз, затем — совхоз, которому принадлежали оленьи стада. Население всегда было обеспечено мясом, удавалось даже кормить соседние поселки. Также в селе работала молочная ферма. Местные жители выращивали овощи, разводили серебристых лис. Село развивалось — приезжали новые люди, строилось жилье. В 90-е годы хозяйственная деятельность в Чапо-Олого пришла в упадок.
— На сегодняшний день численность населения небольшая — около 136 человек, при этом фактически живет около ста человек, поскольку по роду своей деятельности кто-то находится в лесу, кто-то работает в других районах Забайкалья, молодые учатся в вузах Читы, — рассказала Светлана Симонова. — Также в селе числятся пять родовых общин, которые занимаются оленеводством, рыбалкой, охотой. Главное дело родовых общин, конечно же, разведение оленей. Кто-то содержит порядка 180 голов, а у кого-то поголовье достигает 300.
Сама Светлана Алексеевна приехала с родителями в Каларский район в далеком 1976 году. Здесь окончила школу. Профессиональное образование получила в Чите, после чего вернулась к родителям. Сначала работала в Чапо-Ологском детском саду, затем перешла на работу в администрацию. Десять лет назад она стала главой поселения, всего же посвятила работе в органах муниципальной власти 30 лет, поэтому знает о селе и его жителях практически все.
Те жители, которые не заняты оленеводством, работают в сельском доме культуры, детском саду, администрации, фельдшерско-акушерском пункте. Имеется в селе один магазин. Школы в Чапо-Олого нет — дети учатся в соседнем селе Икабья, куда их возят на автобусе. Всего в селе насчитывается 23 ребенка в возрасте до 18 лет.
— Молодежи у нас мало: кто-то уехал учиться, кто-то — работать. Понятно, что молодым здесь не интересно — особых перспектив нет. Поэтому большая часть жителей — люди среднего возраста и пенсионеры. Так постепенно мы становимся маленькой деревушкой. Развить здесь что-то очень трудно. Вот если бы зашел предприниматель и организовал, к примеру, выращивание овощей, ферму открыл и дал людям работу, то местные жители пошли бы трудиться обязательно. А у самих людей из-за низких зарплат и пенсий нет возможности начать свое дело, — добавила глава администрации.
По ее словам, инфраструктура в селе развита слабо. Дорога от окружного центра до села в удручающем состоянии. В селе давно не строилось новое жилье, и многие из существующих домов уже пришли в аварийное состояние. Испытывает населенный пункт и проблемы с подачей электроэнергии, поскольку опоры линий электропередачи часто падают, оставляя местных жителей без света.
Несмотря на трудности и слабо развитую инфраструктуру, Чапо-Олого является местом, невероятно привлекательным для туристов.
— Летом к нам часто приезжают туристы, даже из-за границы — у нас были гости из Канады, США, Польши, Германии. Среди них немало тех, кто изучает национальные культуры, поэтому они приезжают, чтобы собрать интересный материал для своих научных работ о жизни коренного населении. К примеру, были у нас студенты из Мичиганского университета, для которых мы организовывали встречу в Доме культуры с местными жителями преклонного возраста, — продолжила свой рассказ Светлана Симонова.
Огромную помощь селу оказывает компания «Удоканская медь», которая помогает поселению различной техникой, транспортом. В этом году предприятие организовало подвоз дров для одиноких пенсионеров, а также кирпича для обновления печей.
— Так как село расположено на берегу реки, у нас случаются паводки, которые разрушают берег. Специалисты предприятия помогли нам засыпать берег. И в этой части нам предстоит еще много работы, поскольку снег еще не сошел, но если начнется потепление, то село может подтопить, — добавила наша собеседница.
По ее словам, «Удоканская медь» дала мощный импульс для развития Каларского округа, но жители Чапо-Олого не могут получить работу на предприятии из-за отсутствия необходимого образования.
— Коренные жители села испокон веку занимались оленеводством. Олени всегда были их жизнью: это и транспорт, и пропитание, и одежда. Такие традиции закладывались из поколения в поколение, и никто не думал, что когда-то на эти земли придет тяжелая техника, работе на которой нужно серьезно учиться. К этому не каждый оказался готов, — отметила Светлана Симонова.
Однако это вовсе не говорит о том, что местное население потеряло себя в новых условиях.
Живут в селе люди, которые оберегают и передают подрастающему поколению навыки национального прикладного искусства. Так, местная жительница Галина Филиппова учит детей изготавливать национальные поделки. Музей эвенкийских предметов быта в Доме культуры открыла Инна Мальчакитова, которая к тому же пишет эвенкийские сказки, хорошо знает родной язык. Инна Юрьевна даже представляла свое творчество в Москве, где его высоко оценили. Да и традиционные промыслы по-прежнему являются жизненно важным видом деятельности для местного населения. «А пока всё так, село будет жить», — уверены местные жители.
Юлия Болтаевская.