Статью, в которой рассказывается эта история, Павел Яковлевич в 1985 году отправил в родную деревню по просьбе местных учителей. В музее боевой славы школы хранится конверт с обратным адресом в городе Пскове, где жил и работал лётчик после войны. К материалу прилагалось письмо. На пожелтевших, хрустящих листах Югер писал: Здравствуйте, дорогие ребята! Я родом из села Новотроицк, мне дороги воспоминания о родном крае. Каждый год я бываю в Чите, правда, с коротким временем пребывания. Бываю я обычно в середине декабря. В Новотроицке проживает мой троюродный брат Иван Днепровский, передавайте ему привет. Вы просите рассказать о себе в письме. Это сложно. Службе Родине я отдал 34 года. В настоящее время работаю в Аэрофлоте инспектором по безопасности полётов, после ухода в запас с 1974 года. Родился в 1923 году в селе Новотроицк. До 4 класса учился там, с 5 по 7 на прииске Ильинском. В 1937 году родители переехали в Читу. Там я учился в школе № 8. В десятом классе одновременно поступил в аэроклуб. Окончил его в 1939 году. По комсомольскому призыву в 1940-м направлен в Ульяновскую истребительную школу пилотов. Окончил её во время войны, в 1942 году. После окончания училища был оставлен пилотом-инструктором. В июне 1942-го удовлетворили просьбу об отправлении меня на фронт. Вместе с другом, что родом из Улан-Удэ, на одном из самолётов прибыл в Сталинград. В это время под ним шли упорные, ожесточённые бои. В этих условиях получили первое боевое крещение. По трудным военным дорогам пришлось пройти от стен Сталинграда до логова фашизма Берлина в качестве лётчика. Участвовал в боях на Донском, Центральном, первом Белорусском фронтах … Высылаю вам корреспонденции об особом рейсе по доставке Знамени Победы в Берлин.
Видите, какая скромность. Не говорит, что именно он доставил, но подлинно подтверждает это материалом, убирая письмо, рассказывает хранительница музея Татьяна Миронова. Вместе с мужем Иосифом Ивановичем они показывают фото со встречи с Югером в школе. На груди у гостя пять орденов Красной Звезды, три ордена Отечественной войны и другие медали. Тогда такую встречу ему организовали. Рушник, каравай. Он упал на колени, целовал землю. Сказал: Никто никогда меня так не чествовал! и заплакал. Людей пришло столько, что все не могли поместиться в зале, рассказывает Татьяна Миронова.
В музее хранится гостевая книга, первая запись в которой сделана Югером: 23 декабря 1985 года посетил уголок боевой славы Югер Павел Яковлевич, родом из села Новотроицк. Как участник Великой Отечественной войны, ветеран труда, восхищён уважением к ветеранам войны со стороны руководства школы и юных следопытов. Желаю, дорогие земляки, успехов в труде, доброго вам здоровья. Низкий вам поклон, я горжусь своим происхождением.
Спортивный зал тогда был полон детей. Пионеры пели песни. Лётчик рассказывал о себе. Очень интеллигентный человек. Видно, что профессионал своего дела. Скромный. Открытый. Я тогда была молода, поэтому оказалась под очень большим впечатлением, вспоминает нынешний директор школы Надежда Фазлуктинова. Забайкальские газеты того времени также запечатлели визит Югера и рассказы лётчика. Мы учились в деревянной маленькой школе. Из Новотроицка ходили пешком в Ильинку, где была семилетка. Каждый день по восемь километров туда и обратно, вспоминал в кругу земляков лётчик. Один из журналистов пересказал, как Павел Яковлевич впервые увидел самолёт. Это произошло летом 1937 года в Новотроицке. Шла подготовка к выборам в Верховный Совет СССР, и в далёкое таёжное село прилетел агитационный самолёт. Деревенский мальчишка не мог оторвать взгляда от большой птицы. Эта встреча с авиацией оказалась решающей в выборе его профессии, его жизненного пути. Через некоторое время после этого случая семья переехала в Читу.
На встрече с земляками рассказывал лётчик и о военных действиях, в которых принимал участие. При поиске одного из истребителей он был на волосок от смерти. Об этом случае упоминается в одной из газет: Разыскивая штаб, посадил свой ПО-2 на поляну близ деревни. Выпрыгнул из самолёта, направился было к пепелищу. Его остановил тонкий старческий голос: Сынок! Ты куда? Здесь же мины… Мины здесь. Похолодело внутри у Югера. Ноги налились свинцом. Он не мог сделать и шага. Из шокового состояния его вывел голос старика: Не боись… Если не взлетел, стало быть, счастливый. Давай толкать твою машину назад. По следам. Так и сделали. Несколько часов двигали машину на место касания с землёй. Потом Югеру удалось разогнать машину и оторвать её от земли у самого начала минного поля.
В особый рейс по доставке Знамени Югер попал за проявленную отвагу при выполнении ответственных заданий командования фронта, написано в той самой газете, которую лётчик отправил в родную школу. За время войны Югер сделал около 800 боевых вылетов. Участвовал в сражениях на Волге, под Курском, в Белоруссии и Польше.
В мирное время сложилась даже своеобразная школа Югера. За десять лет он подготовил пять командиров полков, один из которых руководил дивизией. Сам полковник освоил десять типов самолётов, налетав в общей сложности 100 тысяч часов.
Во время приезда в Новотроицк лётчик посетил именную аллею возле школы. Очевидцы вспоминают: В аллее Героев 59 именных деревьев. Около одного Югер стоял долго. Оно было посажено в память об Абраме Алторовиче Югере дяде Павла Яковлевича.
Несмотря на многочисленные награды, полковник, по словам сельчан, был человеком открытым и простым. Расскажу, как он приехал однажды. Я выхожу, смотрю, стоит самосвал, старый-старый. Из него вылезает человек в форме гражданской авиации. Мы прошли, даже не поняв, кто это. Он бы Волгу мог взять в областном управлении авиации, но даже не зашёл туда!, рассказал Иосиф Миронов.