Насколько я знаю, ваш центр является единственным образовательным учреждением, которое обучает и развивает детей, начиная с двухлетнего возраста и заканчивая двадцатилетним.
Все верно. У нас представлены все образовательные уровни: и дошкольное образование, и начальное, и основное общее, среднее, а также дополнительное образование. И на каждом уровне основой процесса обучения является сотрудничество педагогов, детей и родителей.
Центр занимается не только детьми, рожденными с синдромом Дауна, но и другими особенными детьми?
Да, конечно. В нашем центре обучаются дети с нарушением слуха, зрения, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями, включая детей с расстройствами аутического спектра. Есть дети и с комплексными нарушениями психофизического развития, такие детки осваивают у нас только дошкольное образование. Берем на дистанционное обучение и детей с онкологическими заболеваниями. Дети, нуждающиеся в профессиональном сопровождении, получают его в нашем центре, до достижения определенных высот. И что очень важно, наши услуги предоставляются бесплатно.
Мне кажется, важнейшим этапом на пути развития, адаптации ребенка-инвалида являются первые годы обучения, первое самопознание. Насколько сложно работать с малышами?
Каждый ребенок индивидуален. И в отделении раннего и дошкольного детства Шаг навстречу мы стараемся помочь каждому из них познать себя и окружающий мир в ярких красках. Здесь мы работаем по трем направлениям: работа групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность и работа по сопровождению родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Наша задача обеспечить психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особенностями здоровья от двух до восьми лет путем создания благоприятных условий для их развития. В нашей работе на первом месте оказываются личностные качества педагогов, такие, как доброта, чуткость, принятие ребенка, и только потом профессионализм. В отделении раннего развития работает семь специалистов: учитель-логопед, учитель-дефектолог (сурдопедагог), воспитатели, педагог-психолог и воспитатель по физической культуре. Все они являются специалистами высшего класса, некоторые из них имеют педагогический стаж более 30 лет. Поэтому родители всегда спокойно оставляют своих детей в наших руках.
Ольга Ивановна, в каком формате сроится работа с родителями?
В отделении раннего развития мы ежемесячно организуем ‘Школу для родителей’, в рамках которой учим взрослых как и чему заниматься с детьми в домашних условиях, как помогать им в учебе. Кроме этого, для полного понимания родителями всех методов воздействия, обучения их детей, мы предлагаем все испытать на себе. Так мамы и папы начинают больше понимать своих чад.
Сложность заключается в том, что у нас практически не говорящие дети и достижение каких-либо результатов зависит не только от мастерства педагога, но и от желания и настойчивости родителей.
С гордостью хочу сказать, что наши родители молодцы! Они самостоятельно вышли на Москву, вели переговоры и добились того, что теперь в наш центр из Москвы прилетают специалисты (Мочалов А.С. и Тарасова Н.В.) ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии ФМБА РОССИИ и проводят семинары для педагогов, дают консультации для родителей детей с нарушениями слуха, производят настройку аппаратов кохлеарных имплантатов для детей.
Если образовательная деятельность выходит за рамки регионального финансирования, как выходите из положения?
Мы нашли выход, благодаря коллегам из Министерства социальной защиты населения Забайкальского края. Они вовлекают нас в различные программы, защиту грантов, мы с удовольствием соглашаемся и так на протяжении шести лет нам удалось привлечь немалую сумму денежных средств. Например, кабинет психолога у нас полностью оборудован на средства, выигранные через грантовую деятельность. Мы пишем гранты в федеральный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который в последствии контролирует и проверяет использование переданных средств. Конечно, это дополнительная и неоплачиваемая работа с документацией, отчетностью, разработкой методических пособий по каждому осваиваемому новому оборудованию, но ее перевешивает осознание того, что в нашем центре станет еще комфортнее и детям, и педагогам.
Хочется, чтобы каждый родитель и ребенок нашел в нашем центре островок добра, тепла, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне.
Благодарю за беседу.
Баирма Цыренова.