Структура себестоимости пригородных перевозок пассажиров выглядит так 80% себестоимости занимают услуги ОАО РЖД, основного акционера Забайкальской пригородной пассажирской компании, а 20% собственные расходы пригородной компании оплата труда административно-управленческого персонала, зарплата кассиров и контролеров, комментирует Виктор Паздников. В эти 80% входит техническое обслуживание и текущий ремонт, проведение капитального ремонта, аренда подвижного состава. Ставки в Забайкальском крае практически самые высокие по всей стране. ОАО РЖД объясняет данный факт тем, что вся инфраструктура, предназначенная для обслуживания пригородных поездов, сосредоточенна на территории одного субъекта РФ, интенсивность использования подвижного состава значительно ниже, чем в других регионах, а также рядом других факторов. При этом показатели пассажиропотока самые низкие в стране. Именно поэтому себестоимость на один вагоно-километр или на одного пассажира одна из самых высоких.
Виктор Паздников также добавляет, что из 80% основная часть затрат это плата за управление и эксплуатацию подвижного состава (зарплата машинистов электропоездов, часть общехозяйственных расходов ЗабЖД, распределенная в какой-то доле на пригородные перевозки).
Экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров значительно отличается от тарифа для населения, при этом стоит отметить, что данная разница в абсолютных величинах кратно возрастает в случае увеличения дальности поездки. Так, разница между платой пассажира и экономически обоснованным тарифом кратна в первой зоне четырем, а в двадцатой зоне уже десяти, поясняет Виктор Паздников. В ходе проведенного анализа ситуации мы собрали информацию почти по всем субъектам Российской Федерации. Так, например, если сравнить Забайкальскую железную дорогу с Дальневосточной железной дорогой по электровозной тяге, то мы увидим следующие показатели: техническое обслуживание в рублях за вагоно-километр на ЗабЖД 18,35, на Дальневосточной дороге 2,93; текущий ремонт: ЗабЖД 4,99, Дальневосточная 1,94. Сегодня, в соответствии с порядком, утвержденным на федеральном уровне, при определении уровня затрат пригородных компаний, мы должны руководствоваться ставками ОАО РЖД. Железная дорога, в свою очередь, рассчитывает их по собственной методике, которая утверждается президентом компании. Данная методика совершенно не прозрачна, она не позволяет определить правильность и обоснованность расчета этих ставок. Ставки не регулируются нами и являются информацией коммерческого характера.
Причем, даже если Забайкальский край приобретет электрички в собственность, то другие затраты останутся. И дополнительно необходимо будет учитывать финансовые ресурсы на амортизацию и обновление подвижного состава.
За время работы пригородной компании у Забайкальского края перед ней по данным РЖД накопился долг около 2 млрд. рублей, хотя регион с этим категорически не согласен.
Кстати, на недавней встрече губернатора края Константина Ильковского с вице-президентом ОАО РЖД Михаилом Акуловым обсуждались проблемы пригородных перевозок. Стороны договорились совместно с представителями РЖД пересмотреть и оптимизировать ставки.
Руководитель РСТ подчеркнул, что оптимизация движения пригородных поездов ведется несколько лет подряд. В первую очередь, по тем направления, где существует альтернатива пригородным поездам в виде автомобильного транспорта.
Виолетта ВДОВЯК.