В чем секрет долголетия? Кто те люди, которым дается возможность идти по жизненному пути целый век? За какие заслуги Господь дарует такую милость? Возможно, за стойкость перед любыми тяготами, преданное служение Родине и трепетное отношение к ближним? На все эти вопросы дает утвердительные ответы судьба нашей героини — читинки Зинаиды Бобровой, которая 17 сентября встретила столетний юбилей. Жизнь Зинаиды Семёновны была полна испытаний — работа с самого детства, тяжелая болезнь, война и нелегкий труд в тылу. 47 лет своей жизни она посвятила работе в Госбанке страны.
Получила повестку, но осталась в тылу
По словам нашей героини, когда под Читой открыли месторождение россыпного золота «Кручина», в эти места потянулись люди из разных районов Забайкалья. Так и ее отец — кузнец Семен Петрович Ракитянский — пришел в Кручину из Акши пешком. На этой золотоносной земле он встретил Анну Михайловну. Она была родом из Красного Чикоя, а на прииске работала поваром. Здесь в землянке 17 сентября 1923 года и родилась Зинаида. Всего в семье появилось на свет семеро детей.
— В шестом классе я заболела малярией — была ужасно худой и волосы почти все выпали. Лечить было нечем — старухи ставили меня у порога и читали надо мной 12 псалмов. На прииске был один врач-поляк. Осмотрев меня, он сказал отцу: «Даю тебе двое суток, чтобы вас здесь не было. Увози ее в Читу, потому что тут малярию не вылечить». Так мы уехали в город, где в то время уже жила моя старшая сестра Надежда, — рассказала Зинаида Семеновна.
Семья поселилась за рекой Ингодой. Здоровье девочки восстановилось. Однако доучиться в школе ей так и не удалось из-за того, что в дом вскоре пришла новая беда — умер отец Зинаиды. Выплачиваемого пособия и заработной платы Анны Михайловны едва хватало, чтобы прокормить большую семью. Юная Зина старалась хоть как-то помочь — мыла за небольшую плату окна и полы в домах одиноких пожилых соседок. Получив в 16 лет паспорт, девушка твердо решила пойти работать на почту. Однако, находясь почти все время за Ингодой, центр Читы она знала плохо. Пока искала учреждение, свернула по улице Анохина в другую сторону и вскоре оказалась у двери Госбанка СССР, на которой висели объявления о том, что требуются кассир и курьер. Зинаида зашла в отдел кадров, представила с таким большим трудом написанную без единой ошибки автобиографию. Специалист по кадрам отвел ее к управляющему. Управляющий долго не мог решить, куда же определить девушку. В этот момент в кабинет вошел старший кассир и предложил принять Зинаиду на должность секретаря. Наша героиня отработала в этой должности год, успела изучить кассу, но началась Великая Отечественная война.
— В воскресенье мы были на стадионе, где военные летчики играли в футбол. Народу было очень много, шумно вокруг. Вдруг по репродуктору объявили, что началась война. Соревнования прекратились, все побежали со стадиона. В понедельник в Банке сказали, что сегодня мы не работаем. Некоторых моих коллег-девчонок сразу забрали на фронт. Мне же на тот момент не было 18 лет, поэтому меня оставили, — поделилась воспоминаниями Зинаида Боброва.
Одиннадцать месяцев Зинаида проходила курсы медицинских сестер. А когда окончила их, то ждала повестку на фронт в любой момент.
— Как-то прихожу из Банка домой, а мама плачет. Оказалось, что в восемь вечера принесли повестку, а явиться на построение нужно уже в девять утра. Утром мама собралась идти со мной. Мне же нужно было еще сбегать в Банк, чтобы передать ключи от сейфа, за который я была ответственной. В Банке объявила коллегам, что ухожу на фронт. Они стали мне аплодировать. А вот руководство отпускать меня не хотело — сказали, мол, надо сначала отчитаться за сейф, — продолжила рассказ Зинаида Семеновна. — На построение я едва успела. Только добежала, как назвали мою фамилию. Но когда все были уже готовы отправиться в путь, мне сказали выйти из строя. Я подумала, что это мама кому-то поплакалась и меня решили не забирать, поэтому отказалась. Тогда один из военнослужащих схватил меня за тужурку и вышвырнул из строя. Мне вернули паспорт и сказали отправляться на работу. Позже я узнала, что это управляющий Банком позвонил в военкомат.
«Подумала, что на этом жизнь закончится»
Возможно, этот звонок уберег Зинаиду Семеновну от чего-то страшного, что могло бы произойти на войне. Больше попыток отправить ее на фронт не было. Труд девушки пригодился в тылу. Днем она работала в Госбанке, а вечерами и ночами — медсестрой в военном госпитале, развернутом в школе на Острове. Водопровода в школе на тот момент не было. Чистых бинтов на всех раненых не хватало. Медсестры стирали бинты в холодной воде, которую в госпиталь бочками возили с Ингоды. До конца войны Зинаида помогала раненым бойцам. В Банке также работы всегда было много — приходилось нередко ездить в командировки по районам области.
Моста через Ингоду на тот момент в Чите не было, поэтому по пути на работу и обратно нашей героине каждый день приходилось преодолевать это серьезное природное препятствие. До тех пор, пока лёд не встанет, людей переправляли на противоположный берег на лодках. По воспоминаниям Зинаиды Семеновны, Ингода в те времена была огромной, с крутыми берегами и волнами, напоминающими морские. Как-то поздней осенью, уже ступая с лодки на берег, женщина оступилась и сорвалась в воду.
— В тот момент я подумала, что на этом моя жизнь и закончится. Людей на берегу не было. Только какая-то старушка кричала откуда-то сверху: «Тонет! Тонет!» Как меня вытаскивали, я не знаю. В тот день с восьми утра и до одиннадцати вечера я пролежала без сознания. Когда очнулась, увидела плачущую маму, — рассказала юбилярша. — Зимой же мы ходили по льду. Но из-за сточных вод читинского мясокомбината образовывались промоины. Я попыталась перепрыгнуть через промоину, но провалилась под лед. Меня вытащили. В замерзшем на морозе платье добежала до работы. Управляющий тут же отправил меня в свою комнату при Банке, где его жена укутала меня и высушила одежду. После этого я даже простудой не заболела.
Семейная жизнь Зинаиды Семеновны началась в 1944 году. Со своим будущим супругом Николаем наша героиня была знакома с детства. Он тоже вырос на прииске Кручина. С его родной сестрой маленькая Зина сидела в школе за одной партой. Юношей Коля сбежал в Читу. Здесь в колхозе за Ингодой работала его двоюродная сестра. Он получил профессию кожевника. Затем служил в пограничных войсках и в годы Великой Отечественной войны оберегал от посягательств восточные рубежи государства.
Осенью победного 1945 года у молодых супругов родилась дочь Тамара. С детства девочка отличалась художественными способностями. Однако своей профессией выбрала педагогику — стала учителем английского языка и начальных классов. Педагогический труд, школу и детей Тамара Николаевна всегда очень любила. Ее заслуги отмечены высоким профессиональным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации».
У Зинаиды Бобровой трое внуков, шесть правнуков и два праправнука.
Коллеги из Банка России не забывают Зинаиду Семеновну — поздравляют с праздниками, интересуются ее жизнью — такой насыщенной и удивительной. Многие из них в юбилейный день лично разделили с близкими и родными радость торжества, подарив символичный подарок — новую сторублевую купюру, которую в этом году выпустил Банк России. Как напомнил управляющий Отделением по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка России Эдуард Белобородов, Зинаида Семеновна — обладатель высшей награды Госбанка «Отличник Госбанка».
По словам заместителя главы администрации Ингодинского района Елены Тачкиной, которая вручила юбилярше поздравление от Президента России Владимира Путина и губернатора Забайкалья Александра Осипова, за всю историю города Зинаида Семеновна только второй человек, встречающий свое столетие в ресторане, и первый, кто в таком возрасте принял участие в выборах депутатов Законодательного Собрания края. «Самое большое счастье — в таком почтенном возрасте быть в уме, в памяти, в день 100-летия принимать гостей в ресторане, командовать всеми и быть на высоте», — подчеркнула в своем поздравлении Елена Тачкина.
Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.