В этом убеждена старшая медсестра централизованного кабинета обезболивания краевой клинической больницы Дарья Викторовна Дамбаева. Она много лет проработала в ортопедо-травматологическом отделении, в которое пришла сразу после окончания медицинского училища.
Конечно же, непросто было применять на практике знания, полученные в теории. Особенно, когда валишься с ног от усталости после полутора суток работы. Но по-другому никак, поскольку людей не хватало. Больница же три раза в неделю работала в режиме дежурной.
Привозили тогда в основном пациентов после ДТП, охотников с огнестрельными ранениями, были и жертвы бытовых разборок с применением ножа.
— Главное — вовремя понять, что человек находится в шоковом состоянии, — говорит Дарья Викторовна.
По ее опыту, чаще всего такие пациенты ведут себя очень тихо, молчат, ни на что не реагируют, в то время как другие бушуют, кричат, угрожают все разнести, если к ним сию же минуту не придет врач. Вот к молчунам-то и надо в первую очередь подходить: может, давление у человека упало или еще что-то серьезное случилось. Надо спокойно поговорить с ним, добиться, чтобы он тебя услышал, а потом начал выполнять требования. С пациентами обязательно надо разговаривать!
Видеть конечный результат своей работы — это здорово!
Она до сих пор помнит самого первого своего пациента. Его звали Михаилом. Юная девушка в медицинском халате честно призналась, что никогда еще не ставила капельниц, и это ее первый опыт. Мужчина внимательно посмотрел на нее и сказал обреченно: «Давай, ребенок, учись на мне!» Когда сестричка дважды не попала в вену, Михаил протянул вторую руку и уже одобрительно подмигнул: «Ничего, не переживай! Все получится!» Это спокойствие передалось Даше, и она быстро поставила капельницу. Потом она уже ничего не боялась и ухитрялась решать любую, даже самую сложную задачу.
В одно из дежурств медсестра зашла в палату и машинально подхватила человека, падавшего на нее. (У пациента были в гипсе руки, травмированные после ДТП, а после нескольких шагов у него побледнело лицо, на лбу появилась испарина, и он рухнул в руки хрупкой девушки). Дарья Викторовна не помнит, как вытащила его из палаты в коридор, уложила на каталку, как на бегу передала информацию для дежурного врача. В итоге уже через 10 минут человека оперировали. Оказалось, что у него разорвалась селезенка. Еще чуть-чуть — и его бы уже не спасли.
— Не знаю, откуда у меня тогда силы появились, — признается Дарья Викторовна. — И очень приятно было видеть этого пациента живым-здоровым.
Так же, как и жителя села Чары, которого переехал трактор.
— Казалось, что у него каждая косточка сломана. Он лежал у нас полгода, знал каждого в лицо, с нетерпением ждал, когда мы выйдем на работу после выходных дней. Вообще, такие пациенты становятся родными людьми, — вспоминает героиня нашего очерка.
Родным для отделения травматологии стал и 12-летний паренек Саша с врожденной аномалией голеностопа. Он несколько лет приезжал на корректировку голеностопа при помощи аппарата Илизарова; курировал пациента врач Сергей Павлович Петров. Обычно мальчишка еще издали кричал сестричкам: «Здравствуйте, тетя Даша, тетя Оля!», чем очень веселил их. А однажды они увидели в отделении высокого, стройного, красивого юношу с лучезарной улыбкой. Оказалось, что это и есть их Саша. Теперь уже он твердо стоял на ногах и даже не прихрамывал.
— Когда видишь конечный результат своей работы, это дорогого стоит, — говорит Дарья Викторовна.
Вот и сейчас, замечая оживленно беседующих в коридорах больницы пациентов, которых еще недавно спасала от острой боли, старшая медсестра отделения испытывает чувство удовлетворения от своей работы. Как это здорово — помогать людям справляться с недугами!
Она никогда не боялась трудностей
Все-таки не зря много лет назад, едва окончив 8 класс средней школы № 11 города Читы, она поехала вместе с подругой поступать в медучилище города Петровска-Забайкальского, где как раз набирали группу медсестер. Хотелось самостоятельности, было интересно испытать свои силы. А сил было много. В школьные годы их с лихвой хватало и на учебу, и на помощь родителям, и на всевозможные кружки и секции. Девочка занималась вязанием, велоспортом, туризмом, не представляла себя без походов с палатками, пионерскими кострами, песнями. А однажды подумалось: почему бы не посвятить себя медицине? Она всегда любила людей, а профессия медсестры как раз предполагает оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Трудностей же Дарья не боялась никогда. Да и с наставниками ей повезло. Это главный врач областной клинической больницы Владимир Карлович Яковлев, принимавший ее на работу, заведующий отделением Виктор Александрович Пудов, Александр Владимирович Золотарев и другие врачи.
В 2008 году после окончания высшего сестринского отделения Читинской медакадемии она начала работать старшей медсестрой в централизованном кабинете обезболивания. Сейчас главная задача ее и ее коллег — обезболивание пациентов в послеоперационный период. Работа очень важная и ответственная. Впрочем, по-другому в медицине не бывает.
О личном…
Дарья Викторовна лишь однажды влюбилась — раз и навсегда. Она ответила взаимностью пареньку из города Петровска-Забайкальского. Свадьбу сыграли в 1988 году. Торжество было ярким, веселым, с национальным колоритом. Были и традиционные бурятские костюмы, и вкуснейшие буузы, и ёхор — все как полагается. Прожитые годы были наполнены счастьем, радостью труда на благо людей, гордостью за успехи детей: сын окончил Московский международный университет, дочь — Байкальский государственный университет с отличием. Подрастают внуки.
Сейчас муж Дарьи Дамбаевой, офицер запаса, находится в зоне СВО. Общаться удается редко. Понятно, что переживаний хватает, но Дарья Викторовна верит — все будет хорошо.
Оксана БРОННИКОВА.