Ярким творческим событием минувшей недели стало открытие в Забайкальском краевом драматическом театре юбилейного 85-го сезона. Забайкальские театралы погрузились в ностальгическую атмосферу Москвы конца 50-х годов, благодаря премьерному спектаклю «Покровские ворота» (12+) по пьесе драматурга Леонида Зорина.
— Идея взяться за это произведение возникла спонтанно, в ходе разговора о разобщенности современных людей. Сразу вспомнилось, что «Покровские ворота» прекрасно иллюстрируют эту проблему. Герои пьесы живут в одной большой коммунальной квартире и не могут найти общий язык друг с другом. Но это необходимо сделать: кто же еще поможет в трудный момент как не сосед? Я часто повторяю в интервью, что сосед в России — больше, чем сосед. Порой он даже ближе и важнее родственника, — подчеркнул во время пресс-конференции накануне премьеры главный режиссер драмтеатра Олег Портнягин.
По его словам, спектакль получился ностальгическим. «Но это ностальгия не по историческому периоду, который был довольно тяжелым и мрачным, не по коммунальным квартирам, а по тому молодому и счастливому человеку, впереди у которого вся жизнь: мечты, надежды, любовь, потребность в которых существует у каждого из нас», — добавил режиссер.
Олег Портнягин отметил: ни он, ни артисты театра не боятся сравнения с любимым многими одноименным советским фильмом, поскольку перед театром стояла цель представить свое видение пьесы, в которой «заложено много интересного и по-человечески приятного». К слову, спектакли по пьесе «Покровские ворота» идут во многих театрах России. «Это говорит о том, что раскрытая в данном произведении тема востребована — есть необходимость напоминать людям о простых жизненных вещах», — заключил режиссер. Судя по реакции забайкальских зрителей, артистам краевого драмтеатра это удалось.
Атмосфера советской Москвы в спектакле получилась очень доброй, уютной, по-настоящему душевной. Примечательно то, что создана она в большей степени игрой актеров, музыкальным сопровождением, и в меньшей — декорациями, которых совсем немного. Поэтому каких-то вещественных примет эпохи здесь практически нет, за исключением разве что дискового телефона и сундука, которые во многом являются полноценными «действующими лицами» спектакля. Обстановка коммунальной квартиры представлена дверьми, каждая из которых предназначена для своего жильца и своим дизайном отражает особенности характера того или иного героя.
Пьеса «Покровские ворота» — автобиографическое произведение, трогательное воспоминание о юности автора. Поэтому Леонид Зорин в образе самого молодого персонажа пьесы Костика Ромина выписал самого себя. Роль Костика исполнил молодой артист драмтеатра Михаил Адаменко. Его герой получился по-настоящему живым и ярким, наполненным подлинной энергией юности. Находчивый, никогда не унывающий и предчувствующий грядущие перемены Костик связывает всех обитателей коммунальной квартиры, поскольку умеет находить подход к каждому из них и даже влиять на их судьбы. Ведь именно он вдохновляет артиста Велюрова на изменение сценического образа и придумывает трюк с переодеванием, помогая Хоботову и Людочке скрыться от настойчивого преследования Маргариты Павловны.
В роли Льва Хоботова выступил заслуженный деятель искусств Забайкальского края Алексей Тебеньков. Его Лев Евгеньевич очень разный — обаятельный и привлекательный романтик, в которого легко влюбиться, в обращении с Людочкой; подавленный большой ребёнок, которому невольно сочувствуешь, под гнетом Маргариты Павловны. Самое главное, что Алексею Тебенькову удалось талантливо передать развитие своего персонажа — его рост из безвольного мямли в человека, готового бороться за свое счастье, пусть пока хотя бы с помощью других, более решительных героев. Возлюбленную Льва Хоботова Людочку сыграла артистка Анна Халецкая. Ее героиня вышла очень трогательной, наивной, чуткой и милой.
Думаю, никого из зрителей не оставила равнодушным блистательная Маргарита Павловна в исполнении заслуженного деятеля искусств Читинской области Светланы Алферовой. Светлане Алферовой всегда легко удаются яркие характерные роли. И Маргарита Павловна не стала исключением — порывистая, боевая, не терпящая возражений. Роль Саввы Игнатьевича Ефимова в спектакле исполнил заслуженный артист России Алексей Заинчковский.
— В фильме образ Саввы Игнатьевича прекрасно воплотил Виктор Борцов. Но в пьесе Зорина этот персонаж не такой, как на экране: он очень высокий, худощавый, угловатый, — рассказал о своем герое Алексей Владимирович.
Пожалуй, самую бурную реакцию публики вызывал Аркадий Велюров, которого сыграл заслуженный деятель искусств Забайкальского края Алексей Карташов. Чего только стоят сцены появления постепенно пьянеющего Велюрова перед свадьбой Саввы Игнатьевича и Маргариты Павловны — тут уж действительно сложно было сдержать слезы… от неистового смеха.
Некоторые эпизодические персонажи оказались не менее впечатляющими для зрителей. Так, театралы бурно реагировали на появление «всей такой угловатой, противоречивой и внезапной» Анны Адамовны в исполнении артистки Марии Резановой. С настоящим фейерверком ассоциируется появление на сцене четы Орловичей (артисты Алексей Терёхин и Юлия Ильницкая).
Одним словом, юбилейный театральный сезон открылся настоящим спектаклем-праздником, который искренне хочется пересмотреть еще не единожды, потому что хорошее настроение после его посещения гарантировано. А уже на этой неделе забайкальцев ждет еще один сюрприз — премьера спектакля о проблемах подростков «Я хочу в школу!» (12+).
Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.