Для обеспечения максимальной безопасности людей, квартир и домов всегда изобретались разные виды защиты. Одним из самых доступных и привычных средств на сегодня является домофон, хотя в Чите они стали появляться повсеместно всего лишь лет двенадцать назад.
Откуда пришло такое изобретение и как оно развивалось, мы сейчас и рассмотрим.
Сегодня домофоны стоят практически во всех читинских многоквартирных домах. Представляя собой специальное переговорное электронное устройство, домофон обеспечивает безопасность человеку, находящемуся в доме — он может преградить доступ постороннему внутрь помещения или здания. При этом способы открывания двери — нажатие специальной кнопки из квартиры, при помощи специального ключа снаружи.
Вспомним предысторию. Впервые домофон появился в 1935 году в Германии в виде дверных громкоговорителей под производством семейной компании «Siedle». Компания уже ранее выпускала дверные звонковые системы, и вот наступил момент, когда у работников возникла идея совместить их с громкоговорителем — так и родился первый домофон. Данную идею подхватили и в других странах. Не стал исключением и Советский Союз, где появились собственные разработчики подобных систем. Первые советские домофоны были размером с большой телевизор. Интересно, что тогда домофон в основном устанавливался не для контроля доступа, как сегодня, а для сохранения тепла в жилых домах, так как двери в подъезды люди иногда оставляли открытыми.
За первым поколением пришли домофоны с симплексной связью, когда гость и хозяин могли говорить лишь по очереди. В то время в домофонах использовались щелевые ключевые устройства, которые, к сожалению, не останавливали «находчивых» пользователей.
До Читы те системы, воспроизводящие голоса, так и не дошли, в городе в многоквартирных домах устанавливались лишь кодовые замки.
Новая эра в обеспечении безопасности пришла сюда с появлением уже современного домофона — в том виде, который повсеместно распространен сегодня, с электронными ключами. Такой стандарт ключей для домофонов предложила миру американская компания «Dallas Semiconductors» в начале 90 годов.
Так, с появлением домофонов жизнь горожан стала комфортнее и безопаснее.
В настоящее время развивается уже новый — цифровой этап, когда гостя можно не только слышать, но и видеть, открывать замки дистанционно из любой точки мира. «Умные домофоны» оснащены функциями распознавания голоса, спутниковой связью, сканером сетчатки глаза и другими инновационными технологиями, которые стремительно продолжают развиваться. Подобные видеодомофоны управляются микропроцессором, который можно программировать под свои запросы. Действует такой аппарат от сети Интернет и, соответственно, требует абонентской платы за работу и обслуживание.
Несмотря на расширенный функционал, как оказалось, большинство горожан относится к «умному домофону» довольно скептически. Такая настороженность имеет несколько причин. Первая: как любая инновация, он потребует финансовых затрат многократно больше: хочешь пользоваться «умным» функционалом, плати повышенную абонентскую плату, не хочешь — пользуйся стандартным набором, при этом ключи приобретаешь самостоятельно. Второй причиной протеста стали изначально невыгодные для пользователей условия: объединение нескольких услуг в один «пакет», наряду с Интернетом, телевидением и телефонией, от которого практически невозможно отказаться.
На третьем месте причин для отказа является то, что для бесперебойной работы такого оборудования обязательно профилактическое техническое обслуживание, внимания требуют и определенные правила эксплуатации. Еще немало людей выразили опасения в связи с недоверием к «умной» системе, способной в случае неисправности превратить твой дом в крепость, из которой не выйдешь или, наоборот, не зайдешь. Но основным возражением против цифровой технологии люди называют высокую вероятность взлома системы в результате хакерских действий.
Все это выяснилось из общественного опроса, проведенного ООО «СМД» совместно с другими домофонными компаниями среди населения с целью узнать настрой читинцев на перспективу. Опрос был размещен на индивидуальных квитанциях об оплате за услуги домофона.
Из полученных данных выяснилось, что в Чите практически нет потребности менять действующие системы на цифровые. Против инновационных домофонов высказалось 99,38% опрошенных, по их мнению, нет смысла менять надежный, вандалоустойчивый домофон. А за установку «умной» технологии проголосовало — 0,62 %.
Сразу же последовали вопросы, а возможна ли замена управляющей компанией домофонного оборудования без одобрения жильцов? Нет. Без протокола общего собрания собственников, на котором все должны выразить свое согласие, такая ситуация невозможна. Да и управляющая компания знает, что подобные нарушения не проходят безнаказанно, особенно со стороны Госинспекции, куда в любой момент могут обратиться жильцы.
Как бы то ни было, в одном можно быть уверенными: с появлением домофонов наша жизнь стала комфортнее и безопаснее, подъезды чище, а на лестничных клетках реже встречаются неприятные персонажи. А что будет дальше, время покажет…
Арина Максимова.