7 сентября отмечает свой 85 -летний юбилей Эра Арсеньевна Пешкова, замечательная женщина, посвятившая всю свою жизнь важнейшей отрасли народного хозяйства — энергетике. Родители дали ей редкое имя — Эра, что означает «эпоха, время». Действительно, она росла, училась, трудилась в те годы, когда в стране одну за другой сдавали в эксплуатацию электростанции, строили десятки сотен линий электропередачи, благодаря чему быстрыми темпами развивалась промышленность и экономика государства и Забайкалья.
Родилась Эра Арсеньевна в 1938 году в шахтёрском посёлке Букачача Чернышевского района. Ещё до революции здесь добывали уголь в шахте, построенной частным промышленником. В связи с революционными событиями, гражданской войной, разрухой шахту закрыли. Но в 1933 году на богатейшем месторождении высококачественного угля в Букачаче было создано шахтоуправление и, соответственно, возобновили добычу угля. И шахта и посёлок стали быстро развиваться. Построили железнодорожную ветку до Чернышевска. Действовали небольшие заводы металлоизделий и известковый, швейная фабрика, леспромхоз. По программе переселения прибывали специалисты и прочие работники. Уже в 1934 году сотрудников шахтоуправления насчитывалось 1320 человек. Вот так здесь оказались будущие родители Эры Арсеньевны. Папа — начальник ОТК, мама — бухгалтер медсанчасти. В 1945 году отец вернулся с войны. Ему довелось участвовать в военных действиях против Японии. Жить стало полегче.
Дети много времени проводили на улице: летом — лапта, пятнашки, прятки. Зимой на коньках, привязанных верёвками к валенкам, катались прямо по укатанному снегу.
В семь лет девочка пошла в первый класс. Школьные годы пролетели быстро. Встал вопрос выбора будущей профессии, а, следовательно, где продолжать обучение. Мама советовала «идти на врача», папа хотел, чтобы дочь стала химиком.
Но у девушки были другие планы:
«Как я выбирала профессию? Поколения, рождённые в 60 — 70-е годы, воспринимают электричество как нечто обычное. Но совсем по-другому это выглядело в сороковые — пятидесятые. В наших домах часто гасли электрические лампочки, и мы проводили вечера при керосиновой лампе и свечах. То и дело выходил из строя генератор на Букачачинской электростанции, введённой в эксплуатацию в 1935 году. Но мы знали, что в сфере энергетики предполагалась реконструкция существующих энергообъектов, строились новые, назревали большие перемены, прорисовывалась огромная перспектива, я выбрала и твёрдо решила связать свою судьбу с этой отраслью народного хозяйства. Поехала поступать в Красноярский политехнический институт на энергетический факультет. Вместе со мной поехал и мой брат, который был старше меня на год. Но он подал документы в Лесотехнический институт», — рассказала Эра Арсеньевна.
Студенческие годы вспоминает с особо тёплым чувством: лекции, зачёты, курсовые проекты, практика. Но было и ещё что-то, чем она занималась с большим удовольствием: спортивные секции фехтования, верховой езды. Летом сплавлялись на байдарках по Енисею. Кое-кто из друзей увлекался скалолазанием. По получении диплома в 1962 году можно было остаться в Красноярске, поскольку её выпуск был вторым в институте и профессионалов-энергетиков не хватало. Но декан факультета предложил поехать на рудник Кличку в Забайкалье, там требовались специалисты. По приезде в Читу прибыла в совнархоз, который в то время занимал первые два этажа в здании бывшего Второвского пассажа на углу улиц Анохина и Полины Осипенко. Там отправили на третий этаж — в РЭУ «Читаэнерго».
Невысокого роста, худенькая, она больше была похожа на подростка, чем на дипломированного инженера. Руководство решило направить молодого специалиста на ТЭЦ (ныне ТЭЦ-2) в районе Большого Острова. В трудовой книжке появилась первая запись о приёме на работу в должности инженера ПТО. Позже перевели мастером КИП (контрольно-измерительные приборы) и автоматики, через три года она уже начальник лаборатории КИП. Как отличившегося в работе, хорошего специалиста пригласили в управление «Читаэнерго». В этой организации, время от времени повышаясь в должности, доработала до пенсии в 1993 году. Общительная, живая, постоянно принимала активное участие в общественной работе.
В трудовой книжке к выходу на пенсию появились записи на нескольких страницах: о присвоении звания «Ветеран труда», других поощрениях, благодарностях, поздравлениях с профессиональными праздниками. Но ей очень не хотелось покидать ставший родным коллектив, решила поработать ещё три года в производственно-техническом отделе. С 1997 года — на свободном отдыхе.
Первые годы после института пришлось жить в коммунальной квартире вместе с другими девушками. Это было похоже на обычное общежитие. Летними вечерами — коллективные выходы на танцы в парк ОДОРА или городской сад, который располагался на том самом месте, где сейчас стоит здание драмтеатра и Театральная площадь.
В те годы с наступлением сумерек вся городская молодёжь устремлялась в центр, где гремела музыка на танцплощадках. Многие молодые люди здесь знакомились, влюблялись, обретали свои половинки, образовывались семейные пары. Так случилось и с Эрой. Встретила своего единственного. Подружились, поженились. Но судьба приготовила ей тяжёлое испытание. Через пять лет совместной жизни супруг трагически погиб в автокатастрофе. Осталась с двумя детьми. Одна растила, поднимала, воспитывала.
Сын Николай и дочь Ольга стали вполне успешными в жизни людьми. Первый — высокий профессионал по ЭВМ, другая — нотариальный работник.
Однажды с подругами Эра Арсеньевна зашла в Свято-Воскресенский храм на улице 9 Января. Покрестилась. А когда построили новый собор в честь иконы Казанской божьей матери, стала в нём частым посетителем. Как только совсем вышла на пенсию, много ездила с группой паломников по святым местам России: Дивеево, Оптина пустынь, Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Соловки, Екатеринбург, Крым. Побывала и за границей: Израиль, Черногория, Италия…
Улыбаясь, говорит: «Иногда одолевают болячки, но я живу по принципу, которому меня научил мой брат, — «Держи оборону!» Вот я и стараюсь держать»…
Людмила Арзамасцева.