21.10.2021 / 08:59
Главная/Статьи/Таких учителей всего двое

Таких учителей всего двое

21/10/2021 в 08:10
Коров новой молочной породы привезли в Улётовский район
20/10/2021 в 23:35
Следком проверит факт лечения девочки с переломом мазью в Забайкалье
20/10/2021 в 23:26
Тихвинскую операцию реконструируют в Петровске-Забайкальском (12+)
20/10/2021 в 22:49
Правительство РФ предложило меры поддержки бизнеса во время нерабочих дней
20/10/2021 в 22:33
Прокуратура предложила продавать алкоголь в Забайкалье до 21:00
20/10/2021 в 22:14
Обладателями «Пушкинских карт» стали 8 тысяч забайкальцев
20/10/2021 в 21:44
Около половины россиян готовы переехать за город на ПМЖ – опрос Россельхозбанка
20/10/2021 в 21:29
Водитель Toyota снёс забор частного дома в Чите
20/10/2021 в 21:10
Путин поддержал введение нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября
20/10/2021 в 20:17
Немакина: Молодые люди стали чаще умирать от коронавируса в Забайкалье
20/10/2021 в 19:57
Семь забайкальцев скончались от COVID за сутки
20/10/2021 в 19:25
Вакцинацию от гриппа в школах Забайкалья поручили завершить до 1 ноября
20/10/2021 в 18:29
Работников предприятий в Забайкалье привьют от COVID на 80% до 8 декабря
20/10/2021 в 18:21
Врачи ДКБ Читы неделю лечили перелом у ребёнка гелем от ушибов
20/10/2021 в 17:41
Осипов лично проинспектировал «красную зону» Горбольницы №1 в Чите
20/10/2021 в 17:10
ФК «Чита» обыграл питерский «Зенит 2» со счётом 1:0
20/10/2021 в 16:44
Аграриям Забайкалья компенсировали более 8 млн рублей, потраченных на покупку семян
20/10/2021 в 16:19
Ветврачи в Забайкалье спасли угодившую в охотничью петлю собаку
20/10/2021 в 15:53
Экс-главу ККИБ Читы Юрчука приговорили к штрафу в 3,6 млн рублей
20/10/2021 в 15:38
Обвиняемый в убийстве генерала Шихова настаивает на своей невиновности
20/10/2021 в 15:13
Прокуратура запросила 19 лет колонии для обвиняемого в убийстве главы УФСИН края Шихова
20/10/2021 в 15:09
Правительство готовит документы для ввода QR-кодов в Забайкалье
20/10/2021 в 14:48
Мужчина выпал из окна в мкр. Октябрьский Читы (18+)
20/10/2021 в 14:45
Жена убитого вместе с Шиховым бизнесмена отказалась забирать вещи, в которых он умер
20/10/2021 в 14:19
Ставки по займам для самозанятых снизили на два месяца в Забайкалье
20/10/2021 в 13:54
Бардалеев: Забайкальцы активно участвуют в переписи населения через «Госуслуги»
20/10/2021 в 13:28
Директор школы в селе Дунаево обвинила двоих односельчан в клевете
20/10/2021 в 13:03
Власти Забайкалья перевыполняют план по нефинансовой поддержке бизнеса
20/10/2021 в 12:37
Туроператоры Забайкалья могут претендовать на премию рунета
20/10/2021 в 12:12
Пострадавшие от урагана в Забайкалье 132 объекта отремонтировали
Фото: Евгения Епанчинцева

Если вы когда-нибудь были школьником, то, с вероятностью 99%, в вашей жизни был особенный учитель: деятельный, добрый, обаятельный. Он трепетно относился к ученикам и много работал во благо школы и науки. Временами такой педагогический энтузиазм не остается незамеченным, и учитель награждается почетными званиями. Но знаете ли вы, какое звание в педагогике самое высокое и самое редкое? «Народный учитель». Оно настолько редкое, что в Забайкальском крае его имеют всего два человека — Николай Лазарев и Маргарита Сивцова. Их профессиональный опыт — настоящий образец преподавательского и воспитательного дела. Накануне страна отметила День учителя. А сегодня «Забайкальский рабочий» рассказывает о том, какой вклад внесли эти люди в развитие педагогики нашего края.

Стать учителем «случайно»?

Маргарита Сивцова была удостоена этого особого звания еще во времена СССР, в 1982 году. Однако на путь преподавания она ступила почти случайно. В детстве мечтала стать кинорежиссером, но по настоянию родителей выбрала профессию педагога. Девушка доверяла им. Всем своим шестерым детям родители дали высшее образование. А папа Маргариты Николай Каслов и сам преподавал математику в Читинском педагогическом институте. Он же был первым деканом физико-математического факультета.

Маргарита пошла по стопам отца. Ей казалось, что физмат — очень престижное направление. Окончив школу с медалью, она поступила в пединститут и никогда после не жалела об этом. Вуз подарил ей многое. Здесь она смогла реализовать свои детские мечты, занимаясь кинофотоделом, драматическим и хоровым искусством в различных кружках. Тут же получила неоценимые навыки классного руководителя и воспитательной работы. И конечно, именно в институте она нашла свой главный стимул и большое счастье на всю оставшуюся жизнь — будущего мужа Бориса Сивцова, с коим она будет идти плечом к плечу на протяжении всего профессионального пути.

Как верно воспитать учеников

По окончании учебного заведения учительская пара отправилась в Хапчерангу и, как того велела судьба, осела там на целых десять лет. Именно в этом селе произошло становление Маргариты как педагога, а ее мужа — как директора. С учениками старших классов у Сивцовых была совсем небольшая разница в возрасте — всего пять лет. С этими ребятами новоиспеченные педагоги стали вводить традицию — уделять особое внимание внеучебной деятельности. Со своими подопечными Сивцовы регулярно выбирались в походы: к истокам Ингоды, на озеро Арей и к самому Байкалу. Школа ведь должна не только учить, но и воспитывать. А как еще лучше воспитать коллективизм, дружбу, уважение друг к другу, если не в таких необычных условиях?

Первые хапчерангинские выпускники до сих пор остаются добрыми друзьями Маргариты Николаевны. Но на самом деле женщина помнит каждый свой выпуск. Перебравшись в Читу, Сивцовы обустроились в школе № 36 все на тех же должностях: учительница математики и директор. Это был окончательный выбор. Маргарита отработала здесь 40 лет. В этой же школе в 2004 году был последний выпускной класс, которым она руководила.

— Это был выпуск, про который я сказала: «Ребята, вы моя лебединая песня. Я вас выпускаю последний раз и классное руководство больше брать не буду», — с теплотой вспоминает сегодня учитель. — Я потом еще работала лет восемь. Но классное руководство не брала, была верна данному слову.

«Это была просто жизнь»

Но заслуги Маргариты Сивцовой не заканчиваются на одном лишь вкладе в воспитательное дело. Она отличилась и своим подходом к методике преподавания. Женщина жила главным девизом — «научить всех». Это сегодня ученик может не учиться, если не захочет. Но при Сивцовой ему было бы не увильнуть. По этой причине, кроме уроков, Маргарита всегда проводила много консультаций и дополнительных занятий для школьников. Позже возглавляемая Сивцовыми школа стала базовой для Института усовершенствования квалификации. Коллеги «по цеху» еженедельно приходили на открытые занятия, чтобы перенять ценный преподавательский опыт у воодушевленной учительницы.

Маргарита вообще никогда не сидела на месте. Вся ее жизнь вращалась вокруг школы и общественной работы, которую она умудрялась совмещать с преподавательской деятельностью. Женщина была членом обкома партии и центрального совета всесоюзной пионерской организации. Постоянно выезжала на заседания пленумов, проводила доклады, проверки, оказывала помощь комсомольским и пионерским организациям… Всего и не перечислишь.

— Как удавалось совмещать? Не говорите… Это 24 часа в сутки, — отвечает Маргарита на мой закономерный вопрос, — и ложишься спать, а голова кипит от мыслей, от проблем. Но это была просто жизнь. Работа общественная и внеклассная, походы, общение с ребятами. Все это составляло каждую секунду моей жизни. И я никогда не жалела, что выбрала такой путь.

Быть другом и второй мамой

Что значит быть настоящим учителем? Универсальные качества выделить трудно. У каждого свой подход. Для Маргариты Николаевны это понимать ученика, принимать его индивидуальность и не скупиться чувствами на его личные проблемы и переживания. Особенно если ты классный руководитель. Ты должен быть для ребенка и другом, и второй мамой. Сивцова побывала в обеих ролях. Причем в самом что ни на есть прямом значении. О теплой дружбе с первыми хапчерангинскими выпускниками вы уже знаете. Но о материнстве…

Однажды пришлось удочерить одну ученицу, чьи родители погибли. Сивцовы приняли ее в свою семью и заботились, пока та не вышла замуж. А тогда ведь и свои дети уже были. С пониманием отнеслись, поддержали доброе дело. Девочка, которая теперь стала уже взрослой женщиной, до сих пор благодарна своим спасителям и не теряет связь с Маргаритой Николаевной.

Но не только ученики меняли жизнь наставницы. Было и наоборот. До сих пор женщина вспоминает: в один из походов сделали с классом привал на Арее, а ребятишки ночью встали, взяли тихонечко лодки и уплыли на середину озера. А там ветер поднялся и волна. Кое-как вытащили ночных «романтиков» на берег… Одна из беглянок рассказывала потом Маргарите Николаевне: «Я тогда увидела слезы в ваших глазах и сквозь всю жизнь их потом пронесла…»

Всю себя Сивцова отдавала педагогическому делу. Искренне привязанная к своим подопечным, старалась сделать их жизнь лучше даже вне школы, трудясь во имя общественного блага. Конечно, за столько лет Маргарита Николаевна была удостоена множества наград: «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Почетный гражданин Читинской области», «Почетный гражданин Читы», в конце концов — «Народный учитель СССР». Но, честно признаться, женщина никогда не гналась за поощрением. Главной наградой для нее было признание учеников. Вот одна из историй, которой поделилась Маргарита:

— Мой выпускник Саша Ломакин участвовал в первом президентском конкурсе «Лидеры России и занял там призовое место. Получил миллионный грант. И когда я поздравляла его с этой наградой, он мне сказал: «Маргарита Николаевна, в анкете, которую я заполнял, попросили назвать трех человек, которые повлияли на выбор моего жизненного пути. И я, конечно, назвал Ваше имя». Это было для меня настоящей наградой.

По воле случая

Когда Маргарита оканчивала физмат, коим руководил ее отец Николай Каслов, сюда поступал еще ничего не подозревающий Борис Лазарев. Он тоже оказался здесь по воле случая. Всю жизнь мечтал о летном училище, но не прошел. Времени на раздумья особо не было. Недолго сомневаясь, Борис выбрал направление, с которым был знаком с детства: педагогику. Родители были учителями: отец преподавал историю, а мама — математику. Парень пошел по стопам последней, преуспевая в точных науках.

Борису Николаевичу пришлось сменить несколько мест работы, прежде чем найти свое предназначение. Тянуло его всегда в родную тарбагатайскую школу, но судьба распорядилась иначе. По возвращении из армии Борис был назначен директором самой крупной средней школы Петровска-Забайкальского — школы № 3. В глаза сразу бросилось преподавание труда, вернее, его отсутствие. Молодой и инициативный, Лазарев выступил с предложением создать межшкольные мастерские, где можно было бы учиться разным профессиям. В городе как раз открывалась новая школа, куда переходила часть учеников. Под задумку идеально освобождались помещения в старой. Вот только бороться за свою «сомнительную» в глазах других руководителей идею пришлось два года. Кое-как убедил в ее полезности.

И вот наконец в 1974 году в школе начали обучать профессиям шофера, продавца, швеи. Открытие совпало с началом общегосударственного движения учебно-производственных комбинатов. Опыт межшкольных мастерских стал передовым в Читинской области, и Бориса Лазарева пригласили поделиться им в Москве. Через три года на базе мастерской открылся и комбинат. Передав руководство школой другому человеку, Лазарев в том же здании перенял директорство над этим комбинатом. Наверное, он занимался бы им и дальше и получил бы «Народного учителя» за эти заслуги. Но жизнь не так проста, как может показаться. В 1980 году случилось то, чего Борис никак не мог ожидать…

Прямиком в … руины

Худший детский дом Читинской области. 240 сирот-хулиганов, большую часть из которых по праву или без записали в «дурачки». 40 человек в бегах: в списках есть, на месте нет. Ужаснейшие условия жизни. Едва восстановили рухнувший хозяйственный корпус и котельную. Вот-вот обвалится трехэтажный спальный корпус. В эти могочинские руины и направили Бориса Лазарева. До него здесь сменилось 12 директоров.

Сказать, что мужчина был в шоке от таких жизненных поворотов, это ничего не сказать. Но долг есть долг. Некогда рефлексировать о случившемся. Необходимо было как-то спасать положение. Тогда-то в голове Бориса и зародилась идея, которая в будущем изменила систему воспитания детей-сирот. Все на условиях эксперимента. Лазарев предложил создавать семьи.

— Коллектив не понимал, чего я хочу. Я и сам не до конца представлял… Когда я отправлял обращение в администрацию о разрешении эксперимента, все мои идеи уместились на одной страничке, — осознает Борис сегодня.

А идея была проста. Система детских домов в классическом виде несовершенна. Она не готовит человека к жизни. Сироты, прошедшие детский дом, почти всегда отличаются от детей из обычных семей, причем не в лучшую сторону. Они с трудом создают семью, чаще разводятся, оставляют своих детей, склонны к изменам и преступности. Зачастую они не приспособлены к элементарным бытовым вещам… Борис Николаевич понимал, что таким детям нужна полноценная социализация. Для этого и нужен был семейный детский дом.

По уставу в семье могли содержаться дети от трех лет до 21 года (позже — до 18). В семье по 10-12 человек сирот и воспитателей. Им выдается дом с домашним хозяйством, за которым нужно учиться ухаживать. Вот так и жить: обособленно, в самостоятельности. А распределяются дети тоже не случайно, по психологическим характеристикам, да так, чтобы воспитатель подходил воспитанникам.

Большое видится издалека

Это был настоящий прорыв в воспитательной традиции. Вот только, как заведено, большое видится лишь издалека. Как ни бился Борис Николаевич, а до сих, даже после его ухода, не все на местах осознают значимость проделанной работы. Многое деформировалось… А в начале пути на Лазарева даже писали жалобы за «негуманный эксперимент». Кто-то считал, что директор пытается получить какую-то финансовую выгоду.

Однажды прислали областное телевидение с заказом на отрицательный фильм. Но, выполняя свою работу, журналисты, напротив, сняли очень душевный сюжет о жизни сирот в новых условиях. До Москвы дошел. Приезжали инспекторы из министерства: всем понравилось. На государственном уровне деятельность Бориса Николаевича получила большой авторитет.

Оказалось, что в мире уже существует такой концепт. Но узнал об этом Лазарев уже после, когда ко всему пришел сам. Однако интерес к сиротским «фермерским хозяйствам» был мировым. В 1998 году на базе школы-интерната было организовано российское совещание директоров от Урала до Камчатки. А под конец совещания прилетели американцы из Всемирного банка развития. По их словам, детские дома из Ставрополя и Подмосковья впечатлили их не так сильно. Пообещали оказывать помощь. Вот только это оказалось лишь словами. До сих пор Лазарев предполагает, что это была просто разведка.

Как взрастить человека

Несмотря на подозрительное отношение к системе, она стала приносить свои плоды еще до того, как официально заработала. Уже на этапе распределения дети стали формироваться в более тесные группы и с нетерпением ждали открытия семьи. Чтобы укрепить связь, новообразованный коллектив обязательно выезжал на экскурсии и даже на море.

Дома, получаемые семьями от государства, поначалу нуждались в восстановлении. Перед сдачей их делали полностью благоустроенными. Лазарев просил рабочих не строить ограду: это делала сама семья. Такая совместная работа помогала еще больше притереться друг к другу и наладить контакт.

Дополнением к основному эксперименту стало создание подготовительных классов для детей, которых признали умственно отсталыми. Как выяснялось в процессе подготовки, такой диагноз ставился не всегда добросовестно и оправданно. Так, в начале опыта из 12 таких детей, поступивших к Лазареву, девять пошли в обыкновенную массовую школу. В течение трех-четырех лет открылось девять семей. Время доказало состоятельность эксперимента. Выпускаясь, воспитанники выходили в открытый мир полностью подготовленными, социализированными. В интернате получали будущую специальность, умели ухаживать за домом, общаться между собой, содержать домашний скот. В этом отношении выпускники были даже более продвинутыми, чем некоторые городские жители. Многие из сирот сейчас создали крепкие семьи, открыли свой бизнес, построили большие дома.

Не забывайте об их заслугах

Борис Николаевич сегодня с сожалением повторяет, что немногие осознают пользу разработанной им системы. А ведь она новаторская до сих пор. Во многих ли массовых школах вы увидите такой индивидуальный подход к воспитанию, к подбору групп?

На каждом этапе было сложно. Любой человек давно бы сбежал в самом начале, как те 12 директоров. У Лазарева было свое отношение к ситуации:

— Я и сам уже не представляю, как все это выдержал. Высокой материи в целях никогда не стояло. Работа в Могоче только одно и составляла: брошу все завтра и уйду. Но я просто делал свое дело и все, что в моих силах.

В 1994 году Борис Лазарев был представителем первой областной Думы. Вошел в состав пяти человек, которые писали Устав области. Под его авторством был создан Закон о детях-сиротах Читинской области, по которому впервые было призвано предоставлять им по окончании бесплатное жилье. Лазарева звали в администрацию навсегда. Но он туда не ушел. У него было нечто более важное — эксперимент, педагогический опыт.

Маргарита Сивцова стала сороковой в списке народных учителей СССР, а Борис Лазарев получил свое звание восьмым в России. И если звание заслуженного учителя можно было получить довольно просто, то народного — извольте. Потому из отношения к народному учителю сегодня можно судить об отношении ко всем остальным педагогам и к образованию в целом. Какое оно — отношение? Вопрос риторический. Память

и сохранение этого педагогического опыта ложится на плечи учителей-преемников и выпускников, которые лично знали этих трудяг. Лучшие же учителя, пожалуй, еще долгое время будут черпать силы из собственного энтузиазма и из благодарности подопечных, которым они помогли.

Екатерина Еременко.

Фото Евгения Епанчинцева и из личного архива Маргариты Сивцовой.

Поделиться в соц. сетях:
Комментарии
0
Будь в курсе всех главных
новостей первым!
Подпишись на нас в соц.сетях
Актуальные новости
Общество
21/10/2021 в 08:10
Коров новой молочной породы привезли в Улётовский район

Животных купил фермер из села Аблатуйский бор

Общество
20/10/2021 в 06:21
Врачи ДКБ Читы неделю лечили перелом у ребёнка гелем от ушибов

У девочки была сломана ключица

Общество
20/10/2021 в 05:41
Осипов лично проинспектировал «красную зону» Горбольницы №1 в Чите

Сейчас в крае госпитализированы 1,6 тысяч больных COVID-19

Спорт
20/10/2021 в 05:10
ФК «Чита» обыграл питерский «Зенит 2» со счётом 1:0

Это первая победа читинцев на домашнем матче

Общество
20/10/2021 в 04:44
Аграриям Забайкалья компенсировали более 8 млн рублей, потраченных на покупку семян

Субсидию получили только те, кто покупал элитные семена

Общество
20/10/2021 в 04:19
Ветврачи в Забайкалье спасли угодившую в охотничью петлю собаку

Животное нашла пенсионерка


Подписаться на газету