На минувшей неделе в Забайкальском крае завершился масштабный рождественский фестиваль «Донбасс. Забайкалье. Вместе» (6+). Его ярчайшим финальным аккордом стал концерт настоящей легенды российской рок-сцены — группы «Алиса», которая презентовала в Чите новый альбом «Гойда» (16+). Корреспонденту «Забрабочего» посчастливилось стать участником этого события.
Пожалуй, такого ажиотажа в культурной жизни столицы Забайкалья не было уже давно. До этого «Алиса» выступала в Чите 17 лет назад, и забайкальская публика очень ждала Константина Кинчева с его прославленным коллективом. За несколько дней до концерта все билеты были проданы. Судя по информации в социальных сетях группы «Алиса», вслед за любимыми музыкантами в Читу съехались поклонники из многих городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иркутска, Улан-Удэ и других.
В день X возле спортивного комплекса «Мегаполис Спорт» выстроилась длинная очередь из зрителей. К счастью, впустили всех довольно быстро, поэтому концерт задержали лишь на допустимые правилами этикета 15 «театральных» минут.
Еще задолго до концерта сообщалось, что группа представит новый концептуальный альбом «Гойда» полностью, а это 16 композиций общей продолжительностью около полутора часов. «Гойда» — это боевой славянский клич, означающий призыв к атаке. Он звучал еще во времена Ивана Грозного и теперь обрел новый смысл на фронтах специальной военной операции. Исходя из такого названия, ясно, что темы в альбоме поднимаются очень непростые. Творческий человек, владеющий таким великим даром и в то же время оружием, как слово, не может закрывать глаза на то, что происходит вокруг. Поэтому Константин Кинчев как поэт и композитор своими произведениями откликается на то, что вершится в мире, рассуждает о самоопределении и дальнейшем пути России, пытаясь также найти ответы в ее далеком прошлом.
Вот и на сцене Константин Кинчев появился в образе не то древнерусского старца, не то одного из всадников Апокалипсиса. С какой стороны ни посмотри, но в ярко алом световом оформлении его мощная фигура в развевающемся черном балахоне невольно ассоциируется с пророком, пришедшим открыть неведомые тайны мира. И первое такое «пророчество» — песня «Шестой конвой» — прозвучало довольно горько и пугающе: «Радиоактивная пыль, / Серный пепел да жёлтый чад. / Жестока быль, / Добро пожаловать в ад!»
В заглавной композиции альбома «Гойда» через призму истории и современности осуществляется поиск ответа на «русский вопрос», который в наши дни волнует не только самих россиян, но и представителей других государств, пытающихся познать, в чем же феномен русской души. По мнению Константина Кинчева, особенность нашего народа в том, что «У русских нет берегов, так у огня и так у ветра. / Русская стать держит удар на рубеже всех фронтов».
В новом альбоме группы «Алиса» также прослеживаются попытки переосмыслить войну и мир с точки зрения христианских категорий. Так, в песне «Меч» упоминается тот, «кто принес миру меч». Здесь видна явная отсылка к словам Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч». Под мечом, как и в библейском повествовании, подразумевается «Слово Божие», которое отделяет духовное от плотского, верующего от неверующего. А в данном случае — любовь к братскому народу и долг — встать на защиту родной земли: «Обиды нет, / Как нет дороги назад. / Плавятся города / В любви, / И я этому рад».
Хотя большинство композиций альбома «Гойда» в музыкальном воплощении довольно тяжелые, есть в нем и несколько лирических произведений. Очень красива текстом и мелодией баллада «Музыка, чем-то похожая на слезы». Строки из последнего куплета этой песни вызвали бурные аплодисменты зала: «Там, где закончатся выверты сцены, / Занавес рухнет в урезанный туш. / Аплодисменты от сердца бесценны, / Как благодарность отмоленных душ». И реакция такая потому, что в этих строках слушатели чувствуют искреннюю благодарность группы от любимых музыкантов.
Новые песни хорошо воспринимались залом. Было ощущение, что на концерте в большинстве своем собрались именно преданные поклонники группы, которые успели послушать новый альбом, запомнить тексты. Новые композиции были разбавлены старыми хитами. Прозвучали такие легендарные произведения, как «Ангел», «Небо славян», «Красное на чёрном». Отдала группа и дань памяти Виктору Цою, исполнив знаменитую «Песню без слов» группы «Кино».
Не обошлось на концерте «Алисы» и без свойственных таким мероприятиям атрибутов: ввысь резко взмывали «козы», развевались шарфы и флаги с символикой группы, во время лирических композиций зрители зажигали фонарики, создавая атмосферу звездного неба. В центре танцпола поклонники даже водили хороводы.
После концерта публика вышла на морозный воздух, заряженная огненной энергетикой группы. Казалось, что все, кто ожидал такси у спортивного комплекса и кто толпой шел на остановку общественного транспорта, чувствовали между собой единение. А в троллейбусе, на котором автор этих строк добиралась до дома, несколько раз громко звучало лихое: «Гойда!» — приводя в недоумение пассажиров, которые не были на концерте.
Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.
Фото Константина ДЕМЕНТЬЕВА.