100 лет назад в Чите была создана «Вольная философская ассоциация» — общественная организация, объединившая часть творческой интеллигенции. Как сообщила 1 июля 1921 года главная большевистская газета ДВР «Дальне-Восточная Правда» (с подшивкой удалось ознакомиться в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А.К. Кузнецова и Государственном архиве Забайкальского края), в этот день в помещении народной консерватории, которая находилась на углу улиц Большой (ныне Ленина) и Иркутской (Полины Осипенко), «Вольная философская ассоциация» проводит открытое заседание, посвящённое творчеству поэта Александра Блока.
К программе и активным участникам этого вечера вернёмся чуть позже, а пока стоит рассказать о том, какая же это была организация.
«Вольная философская ассоциация» была создана в Петрограде в 1919 году по инициативе членов редколлегии литературного альманаха «Скифы», в котором большую роль играл Блок. Главными инициаторами являлись литературный критик Разумник (это имя!) Иванов-Разумник и поэт Андрей Белый. Официальной целью ассоциации провозглашалась «разработка в духе философии вопросов культурного творчества», а её работа должна была идти «в духе философии и социализма». В октябре того же года их устав был утверждён коллегией Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) РСФСР, а затем зарегистрирован исполкомом Петросовета и утверждён Главнаукой Наркомпроса.
Руководящим органом стал Совет ассоциации. Первым председателем его был избран Андрей Белый, в 1921 году его сменил Р. Иванов-Разумник. Именно этот председатель на страницах «Скифа» воздал хвалу «первым подлинно народным поэтам нашим – Есенину, Орешину и Клюеву, равно избегшим опасностей военного шовинизма и революционного азарта». По его мнению, только их голос громко прозвучал в «грохоте громов» великой революции, которую так усердно стараются сделать малой все «мещане от обывательщины и от социализма».
Число членов ассоциации доходило до 350, среди которых были философы и критики разных направлений (от марксизма до антропософии), литераторы, художники и музыканты. Их открытые заседания посещало до тысячи человек. Деятельность ассоциации заключалась в организации открытых лекций, бесед, докладов в «субботнем клубе» и на «воскресных публичных заседаниях». И хотя открытых политических дискуссий «вольные философы» не вели, уже вскоре представителям правящей партии стало ясно, что они проповедуют чуждую идеологию. И в сентябре 1921 года ассоциация была закрыта, и все её имущество передано Всероссийскому союзу писателей. В ДВР история «вольных философов» была ещё более короткой.
По странной моде тех лет, в местной прессе «Вольную философскую ассоциацию» моментально сократили до более короткого варианта, став именовать «Вольфилой».
Первые три заседания, что прошли 9 мая, 24 июня и 1 июля, были замечены местными журналистами.
На первом заседании, как было рассказано на страницах «внепартийной, демократической газеты» «Жизнь», издававшейся в Чите несколько месяцев в 1921 году, «В.М. Левин познакомил собравшихся с заданиями и целями вновь организуемого общества и информировал о деятельности аналогичных ассоциаций в Советроссии. Им же был намечен план ближайшей деятельности о-ва: более прочная организация местных художественных, музыкальных, литературных и артистических сил, устройство очередных и чрезвычайных заседаний о-ва, устройство концертов, лекций, выступлений, разработка по секциям разнообразных вопросов философии, литературы и искусства.
Первое заседание было посвящено современным народным поэтам С. Есенину и Н. Клюеву. В.М. Левиным зачитано несколько произведений вышеназванных поэтов, а поэт Крошин (недавно прибывший из Сов. России) (речь шла об Иване Ерошине – авт.) дал краткую характеристику творчеству Есенина и Клюева».
О втором заседании также рассказала «Жизнь»: «В пятницу, 24 июня, в помещении музея географического общества состоялось второе заседание «Вольфилы». Заседание было посвящено творчеству Александра Блока. В беседе и чтениях принимали участие члены «Вольфилы» В.М. Левин и Р.С. Вербо. Были зачитаны произведения А. Блока: «Ямбы» — современные стихи, Ante Lucem («До света» — авт.), «Двенадцать». «Скифы», «Интеллигенция и революция» и др.»
Ну, а о третьем (в виде анонса) уже поведала «Дальне-Восточная Правда»: «В пятницу, 1 июля… состоится III открытое заседание, посвященное творчеству Александра Блока (2 вечер). Кроме докладов о поэте А. Поздняка и В. Левина будут зачитаны произведения Блока периода 1898 – 12 г. В отделе музыкальном А.Б. Сверженский исполнит произведения Рахманинова и америк. композитора Мак (Доу Энд) (так назвали в газете Эдуарда Мак-Доуэлла – авт.).
В заключение – обмен мнений. Начало в 6 час. вечера. Вход для всех свободный».
Других сообщений о деятельности «Вольфилы» в Чите пока найти не удалось. Зато удалось собрать данные о некоторых из упоминавшихся тогда персонах. Все они были приезжими и в Чите надолго не задержались.
Из первой же заметки было ясно, что первую скрипку в читинской «Вольфиле» исполнял поэт и литературный критик Вениамин Михайлович Левин (1892-1953). Его биографическую справку удалось найти в изданном в 2006 году в Москве энциклопедическом справочнике «Литературное зарубежье России». Родился он в Петербурге в 1892 году, там же окончил реальное училище и поступил в Психоневрологический институт, который не окончил, увлекшись революционной борьбой. Член партии социалистов-революционеров (эсеров). Был арестован и сослан в Иркутскую губернию. После Февральской революции вернулся в Петроград, где вместе с Александром Блоком работал в созданной Временным правительством Чрезвычайной следственной комиссии. Октябрьскую революцию не принял. В потоке беженцев из Поволжья добрался с родными до Читы, где ненадолго и задержался. Уже весной он сумел добраться до Харбина.
О том, что было дальше, Вениамин Левин написал в работе «Есенин в Америке»: «Во второй половине 1922 года я оказался в Шанхае, где кончилась наша художественная экспедиция в Китай и вообще на Дальний Восток… Я ехал в Америку с отцом и матерью (а там уже жили два его брата – авт.), с Сергеем Ивановичем Гусевым-Оренбургским и Евфалией Ивановной Хатаевой (русская камерная певица – авт.). Последние двое получили визу без всяких затруднений, а мне с родителями пришлось ждать визы около шести месяцев…». В декабре 1922 года он отправился в США. Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с издававшимся там русским журналом «Жизнь», газетами «Новое русское слово», «Русский голос». Умер в Нью-Йорке в 1953 году.
В том же 1922 году покинул Читу и упомянутый пианист Александр Сверженский (1901-1971). Он родился в Риге. Учился в консерватории в Петрограде. Гражданская война забросила его в Забайкалье. Отсюда он и отправился с одной известной тогда певицей на гастроли по Китаю, Японии, Филиппинам, Австралии и Новой Зеландии. «Зеленый континент» ему так приглянулся, что он навсегда здесь и остался в 1925 году. С 1938 года он стал преподавателем фортепиано в музыкальной консерватории Нового Южного Уэльса и оказал глубокое влияние на поколение австралийских и новозеландских пианистов. Таким образом он стал известным на всю Австралию пианистом и педагогом.
Поклонник Есенина и Клюева поэт Иван Ерошин в том же 1921 году вернулся в родную Сибирь, где стал сотрудничать с газетой «Советская Сибирь» и журналом «Сибирские огни».
Родился он в крестьянской семье, но детство и юность прошли в Москве и Петербурге. Его первое стихотворение было опубликовано в большевистской «Правде» в 1913 году (с газетой он с 1912 года сотрудничал распространителем и корреспондентом). Октябрьскую революцию он принял всей душой. В московской большевистской газете «Социал-демократ» было опубликовано его поэтическое приветствие Октябрю 1917 года «Зорю – бейте, барабаны!». В гражданскую войну сражался с колчаковцами в Сибири, был сотрудником газеты «Красный стрелок» в 5-й армии. При этом всей душой он полюбил поэзию Есенина и Клюева. Литературные критики прямо пишут об этом: «На литературном творчестве поэта начала 1920-х гг. лежит заметный отпечаток влияния С. Есенина. Леонид Мартынов называет Ерошина этой поры «младшим братом Есенина», «достойным рязанским земляком Есенина»…»
В Новониколаевске (как тогда назывался Новосибирск) поэт пробыл недолго, он отправился на Алтай, который буквально покорил его. Там он обосновался надолго. А с 1929 по 1943 год жил и работал в Красноярском крае, преимущественно в селе Иудино (ныне Бондарево) на юге края и в Абакане, где сотрудничал с газетой «Советская Хакасия». Все это очень напоминает некую внутреннюю эмиграцию. Со всеми произошедшими в стране переменами он в конце концов смирился. В 1940-е Иван Евдокимович – редактор Красноярского книжного издательства, первый член Союза писателей СССР в Красноярском крае. В 1943 году он переехал в Москву, где жил и творил до своей кончины в 1965 году.
Так по разному сложились судьбы тех, кто пытался увлечь читинскую творческую интеллигенцию в условиях демократического «Буфера» и продолжавшейся кровавой гражданской войны идеями «третьего пути» и светлой поэзией Блока и Есенина. Но большого успеха они тогда не получили, как, впрочем, и их главный оппонент — левореволюционная группа «Творчество».
Александр Баринов.