Мокрый снег бьётся оземь в такт барабанному бою. Скрывая дрожь в сжатых кулаках, по сырому асфальту маршируют люди в военной форме. Под оркестровую игру ты сам читаешь строчки, одними губами, тоже дрожащими: «Этот День Победы… Порохом пропах…» Вместо автомата в заледенелых руках фотокамера. В видоискатель попадают люди, несущие красные знамёна. «Щёлк!» Ты ещё не знаешь, получился ли кадр. «Щёлк! Щёлк!» — продолжаешь своё дело, невзирая на облепляющий тело холод. Так рождается живой репортаж. Так закаляется новый фотокорр.
На металлическом каркасе на тонких нитях висят фотографии. Чёрно-белые и цветные, динамичные и спокойные, забавные и не очень. На них жизнь во всех её проявлениях. Олег Фёдоров рассказывает об особенно ценных для него снимках. То был «День Победы 2022». Ниже расположен ещё один кадр — «1/2000 секунды». Автор продолжает свой рассказ.
— Выстрел из танка… Поделите одну секунду на две тысячи частей. Этот выстрел длился ровно столько. Хотя это и серийная съёмка, но она очень сложна. Чтобы получился такой кадр, мне должно было сильно повезти. Эта фотография разлетелась по всей России.
Олег фотографирует с детства, но в профессиональную фотожурналистику пришёл лишь два года назад. Что значит быть фотокорром, лучше расскажет его график работы. За последние два месяца — один полноценный выходной. Всё лето в разъездах, командировках. Сделать достойный фоторепортажа кадр — это не просто нажать на кнопку. Это постоянный поиск правильного, интересного, оригинального ракурса, это продумывание идеи снимка, его композиции, это работа в непредсказуемом ритме, а иной раз в суровых условиях. Это настоящий физический труд.
— Иногда бывают такие жёсткие ситуации, что некогда думать, надо просто садиться и ехать, — говорит Олег. — Вот фотографии из Баляги: верхняя сделана во время пожара, нижняя — после.
Когда я узнал, что в селе загорелся заброшенный мебельный склад, я тут же сел в свою машину и поехал туда за свой счёт. Со мной была коллега, корреспондент Кира Деревцова. Мы не спали 48 часов. Попытались уснуть в машине, но было слишком холодно. Это цена фотографии.
Дождь ли, снег, или пожар, фотокорр должен включиться в событие, пережить его вместе с героями снимков. Его работа, тихая, незаметная, но порой изнурительная, позволяет другим увидеть, вспомнить, заметить то, чего они, возможно, никогда не видели, не помнили, не замечали. В этом и есть сила фоторепортажа.
— У нас очень мало фоторепортёров, — задумавшись, говорит мне сам Олег, — которые работают качественно. Ведь у каждого есть телефон, каждый чувствует себя немного фотографом. Моя выставка призвана показать, что этим можно заниматься профессионально. Хотя это очень сложно и затратно.
Второго ноября на открытии персональной выставки Олега Фёдорова (6+) в музее Дома офицеров собрались почти все читинские «друзья фотографии», в том числе и известные мастера репортажной съёмки, ориентиры для молодого автора Евгений Епанчинцев и Фёдор Машечко. Последний, к слову, помогал составлять экспозицию.
— Каждый фотограф может собрать целые мешки снимков, но лишь единицы из них создают его образ и лицо. Так что это закономерно, что все фотографы много работают, — говорит Фёдор Николаевич. — Наше поколение написало огромный пласт фотографической истории Забайкалья. Меня радует, что Олег продолжит наше дело.
Сейчас Олег Фёдоров работает в информагентстве «Чита.Ру», но свои первые шаги в журналистике делал в «Забайкальском рабочем» в далёкие нулевые… Выставка начинающего фотокорреспондента расположена в холле военно-исторического музея Забайкалья в Чите.
Екатерина Еременко.