«Я прихватил с собой ежедневник, телефон, ноутбук и поначалу даже думал поработать, пока мы плывём», — вспоминает Юрий Скоробогатов. — «Но когда ты заходишь на плот, ложишься на спину и вот так смотришь на проплывающие мимо облака, желание что-то делать сразу улетучивается». В конце августа Юрий, директор Центра развития туризма в Забайкалье, и ещё семеро авантюристов разного рода деятельности согласились на восемь дней забыть о повседневной рутине и отправиться в водное путешествие по Ингоде, да не в простое, а в историческое — по пути первооткрывателя Забайкалья Петра Бекетова.
Задачу поставили ясно: добраться от пункта «А» — берега Сухотино в Чите, до пункта «Б» — берега Нерчинска, за определённое время. Была лишь небольшая оговорка — сделать это необходимо в роли казаков, коими и были Бекетов и его команда. А это значит — при соответствующем антураже: на старинных деревянных плотах и в казачьем одеянии. Мероприятие это входило в празднование 370-летия российской государственности Забайкалья, заказчиком выступало краевое Минкультуры, при поддержке губернатора и регионального Фонда развития, а потому организация требовала особой ответственности.
— На самом деле в отряде Петра Бекетова было несколько сотен человек, хотя до Нерчинска добрались не все. Нас же планировалось отправить изначально 16 человек, но потом остановились на восьми, — объясняет Юрий Скоробогатов.
Найти подходящих людей, готовых на целую неделю вырваться из плотного рабочего графика и почти полностью отказаться от благ цивилизации, было непросто. И всё же команда была готова. Восьми «казакам» под предводительством нового «Бекетова» — уже знакомого нам Юрия, и ещё троим ребятам из группы технической поддержки предстояло стартовать 19 августа и прибыть в пункт назначения 26-го.
Как на самом деле выглядели водные судна первооткрывателя почти четыреста лет назад, доподлинно неизвестно. На одних зарисовках это были полноценные галеры, на других — лодки с парусами, а на третьих — и вовсе баржи. Новые же «бекетовцы» незадолго до начала реконструкции подготовили для себя два незамысловатых, но довольно красивых, на их взгляд, плота. В основе каждого — катамаран, обшитый брёвнами, и дощатый настил. На четырёх человек — 12 «квадратов».
— Ограниченное пространство, продолжительное время. Что это как не повод людям лучше понять друг друга? — размышляет один из реконструкторов Глеб Поляков. — В современном мире, хотя у нас всё под рукой, мы всё равно иногда не до конца понимаем, что за человек перед нами. Тут же ты себя настоящего никуда не спрячешь.
Ребята общались, смеялись, в свободное время играли в нарды… и всё же не переставали оставаться начеку: здесь, на открытой воде с течением, на каждом углу могла поджидать опасность.
Многодневный путь и всего несколько полноценных остановок: Атамановка, Дарасун, Кайдалово, Нерчинск, где ребят ожидали встречины, ужин и сон. За редким исключением обедали прямо на плотах. Сходя на берег, жили в палатках и готовили на костре.
В распоряжении «казаков» оставалось лишь несколько современных вспомогательных устройств — мотор для лодки, телефоны, от которых участники сплава отказались добровольно, а также несколько раций, с помощью которых можно было связаться с той самой технической поддержкой. Три человека сопровождали «отряд Бекетова» на машине, разведывая береговую линию и готовясь в любой момент оказать необходимую помощь.
— Случилось в нашем путешествии и такое, что нам пришлось тащить эти плоты на себе, как бурлакам, вверх по течению. Тогда-то мы полноценно прониклись историей… — припоминает другой участник реконструкции Владимир Решетняк. — Ладно мы, у нас хотя бы машина есть, инструменты на непредвиденный случай. А в то время ещё тунгусы в каждом кусте сидели и обстреливали. Так что мы в полной мере прочувствовали этот быт!
Бравые мужички в кубанках и бешметах, жёлтые лампасы на брюках — всё по канону. Хотя ни один из «новых бекетовцев» не являлся настоящим казаком. Собрались в их команде лишь ценители культуры и истории, профессиональные водные туристы да желающие познать уединение с природой.
— А один из реконструкторов вообще приехал к нам из Улан-Удэ. Его жена увидела у меня в соцсетях запись о том, что требуются мужчины для «недельного отдыха, за который платить не нужно», просто купила ему билет и отправила «в отпуск», — рассказывает Юрий Скоробогатов. — Он знал, что это будет сплав по Ингоде, но что его ждёт целое представление — нет.
Что уж говорить, не все читинские реконструкторы в полной мере представляли, сколь масштабным окажется это «представление». В каждом населённом пункте местные жители встречали «казаков» с почестями: кто песнями, кто плясками, кто сценками. А хлеб, соль да чарку, как руководитель отряда, всегда принимал новый «Бекетов».
В Дарасуне гостей встретила семья, которая носит фамилию первооткрывателя и считает себя его прямыми потомками; в Шилке ребят окружили ещё на берегу и незаметно вплели в торжество, а в Нерчинск странники и вовсе прибыли аккурат к празднованию 370-летия со дня основания города. И всё же самыми душевными встречинами ребята единогласно признают кайдаловские…
— Люди в селе Кайдалово живут этим, это их история, и они рассказывали нам её во всех красках, — говорит «казак» Михаил Смородников. — Из соседних сёл туда съехались ребятишки и 90-летние старики. Для них это было настоящее событие, народные гулянья — искренние, без наигранности.
— А как они нас провожали! — подхватывает предводитель отряда. — Когда мы отплывали, они следовали за нами по берегу, а потом ещё долго махали на мосту, пока мы не ушли за горизонт. Мы под огромным впечатлением.
Из-за всего этого погружения в историю и традиции, признаются ребята, они начинали невольно вживаться в роль. Под конец своего путешествия уже без всяких причин садились вечерами и пели казачьи песни… Как называют это сами — «оказачились».
Сложностей и конфузов на пути возникало немало, признаются реконструкторы, и всё же положительные эмоции по итогам странствия значительно перевешивают. В конце концов, много ли среди вечно занятых работников большого города таких счастливчиков, коим удастся вырваться из цепких лап серой повседневности и отправиться в недельный сплав по реке? В таких необычных обстоятельствах, с необычного ракурса даже привычные пейзажи родного города видятся иначе, не говоря уже о личных проблемах и неразрешённых вопросах.
— Глеб сообщил мне о сплаве, когда мы вышли из офиса подышать свежим воздухом, тогда и подумали, что это будет неплохое испытание для нас. Кроме того, для меня был мотив ещё и в том, чтобы прикоснуться к истории и отдохнуть от телефонов и шума машин, — поделился Михаил Смородников.
Не только физически путешественники ощущали себя в другой эпохе, но и ментально. Вкладывая все свои силы в физическую работу — греблю и не растрачивая внимания на назойливые информационные шумы, ребята в самом деле ловили дзен и наслаждались свободным временем.
— Я бы назвал это машиной времени, — объясняет Глеб Поляков. — Вроде бы поначалу всё тянется очень долго, но в какой-то момент понимаешь, что вот уже опять настало утро и пора переезжать. А для этого достаточно всего лишь зайти с берега на плот и оказаться в ограниченном пространстве.
Однако итогом встречи стало не только духовное просветление и культурное обогащение — мысль, простая и полезная, пришла на ум «казачьему» предводителю. По мнению Юрия Скоробогатова, эксперта по туризму, этот маршрут вполне может стать брендовым для Забайкалья. — Организовать пару домов, где смогут жить туристы, традиционную русскую баню «по-чёрному», фермерскую корзину с натуральными продуктами — и интерес обеспечен, — считает «Бекетов».
Конечно, регулярным этот маршрут сделать не получится: каждую неделю не поплаваешь. Но раз в год, да ещё и с такими весёлыми и познавательными встречинами — казачьими, бурятскими, эвенкийскими, вполне возможно! Ведь погружение в историю и в традиции народов интересно многим.
Екатерина Ерёменко.