Живых свидетелей начала телевидения в Забайкалье осталось немного. Одному из них, Виктору Никифорову, уже 77 лет, а ведь тогда, 60 лет назад, он был простым ассистентом телеоператора: обслуживал камеры и наблюдал за тем, как в небольшой студии площадью чуть меньше ста метров происходит чудо — рождаются первые передачи для читинских голубых экранов… Не меньшим чудом для юноши было то, что рядом с ним находился человек, под предводительством которого наше телевидение делало свои первые шаги. Этим человеком являлся первый председатель Читинского комитета по телевидению и радиовещанию, уважаемый начальник, широкой души человек, отец Виктора Михаил Никифоров. В преддверии Всемирного дня телевидения 21 ноября гость редакции поделился историей о том, с кого всё начиналось…
Когда в 1962 году Михаила Исааковича, выпускника Высшей партийной школы, назначили председателем Читинского телерадиокомитета, особенности новой информационной отрасли представлялись ему смутно. Ранее Михаил имел дело лишь с печатным словом в газетах «Комсомолец Забайкалья» и «Забайкальский рабочий», не говоря уже о том, что о местном ТВ жители области ещё только мечтали… Выручал богатый опыт общественной работы, врождённое чувство ответственности и большое желание «вырастить» из забайкальского «дитя телевидения» достойное вещание, которое не посрамит честь не только региона, но и всего СССР.
«Телевидение в Советском Союзе служит народу, — рассуждал он сам в публикации «Событие в культурной жизни» в нашей газете в 1963 году. — Заботы о его развитии должны стать для нас далеко не последней задачей. И заботы эти надо проявлять в двух направлениях: сделать студию телевидения любимицей всех читинских зрителей и множить сеть передающих и ретрансляционных устройств».
Несмотря на то, что опыта работы с таким средством массовой информации у первого председателя не было, он имел чёткое представление о том, как реализовать свой план. Чтобы удержать внимание читинского зрителя, местное ТВ должно было быть искренним — не подделывать жизнь, а давать зрителю возможность переживать освещаемые события. Самим телевизионщикам следовало подавать материалы естественно, документально, но при этом по-человечески сердечно. И, наконец, всё это должно было быть приправлено щедрой порцией профессионализма в работе. Ну, а параллельно с этим оставалось бы дело за «малым» — продолжать строить новые телецентры в области и распространять волшебство синих экранов по самым отдалённым уголкам Забайкалья …
Не просто так это слово звучало в речи Михаила Никифорова. Им можно было бы описать главный принцип его жизни. Забота о членах семьи, коллегах, зрителях, о самом телевидении и журналистике — по-отечески личная…
— Что значило в то время выбить квартиру для приезжего работника телестудии? Сколько порогов нужно было обить! А он этого добивался…— вспоминает сын первого председателя телерадиокомитета Виктор Михайлович. — Он всегда радел за свой коллектив, отправлял журналистов на дополнительное обучение в другие города. А если они вдруг получали выговоры, шёл вместе с ними к начальству на ковёр.
Что уж говорить, само формирование этого коллектива проходило под чутким руководством Михаила Исааковича. Будущих телевизионщиков он искал среди радийных и театральных авантюристов и уже сформировавшихся профессионалов из других регионов страны. Он пригласил из Иркутска опытного телеоператора Владимира Сокола, который обучил своему искусству читинских коллег. «Великолепная семёрка», как называли себя первые студийцы местного телевидения, всего за год разрослась до шестидесяти штатников.
Как вспоминал в одном из газетных материалов бывший старший редактор теленовостей Николай Осипов, за это время передачи стали ежедневными, студия пополнилась современной техникой, появилась передвижная телестанция, и команда перенесла свою деятельность на ближайшие совхозы и предприятия. На заре читинского телевидения прикоснуться к рождению легенды довелось и Виктору Никифорову, которому отец предложил должность ассистента телеоператора.
— Ещё до открытия студии я ходил и смотрел, как там работают. Всё было новым и казалось похожим на сказку… А потом начались первые репортажи с площади: парады, демонстрации, — вспоминает наш собеседник. — Долгое время я поддерживал отношения с теми, кто там работал. Многие делились своими историями, пережитыми с отцом, и всегда отзывались о нём исключительно хорошо…
Службе в Читинском телерадиокомитете Михаил Никифоров посвятил почти пять лет. По меркам истории — небольшой срок, но для любого предприятия, особенно творческого, особенно зарождающегося, эти годы становятся определяющими. Предводитель задаёт темп движения, определяет направление развития, формирует и сохраняет у своих подопечных любовь к тому, чем они занимаются. От первого человека зависит многое. А Михаил Никифоров до конца сохранял в себе эту, казалось бы, неиссякаемую энергию жизни, развития и творчества, которой вдохновлял и других, и которой могли позавидовать даже молодые…
Отслужив в комитете, Михаил глубже погрузился в дело непосредственно журналистское — стал собкором «Экономической газеты» по Восточной Сибири, корпункт которой находился в Иркутске. Там он смог в полной мере раскрыть другую важную часть себя — любовь к труду и сельской жизни, после чего стал главным экономистом управления сельского хозяйства Иркутской области и оставался им до последнего дня.
* * *
Михаил Исаакович ушёл из жизни 28 лет назад. 3 ноября ему исполнилось бы 100 лет… Виктор Никифоров до сих пор бережно хранит крупицы памяти об отце, о его журналистском прошлом, о начале телевидения в Чите: старинные фотографии, вырезки из газет, коричневую корочку советского удостоверения первого председателя…
В сообщении по Читинскому радио и телевидению от 22 декабря 1995 года его коллеги писали: «Михаил Никифоров предоставлял журналистам полную свободу профессиональной деятельности, возможность бывать в самых заповедных, самых ярких уголках Забайкалья. Он хотел, чтобы теле- и радиожурналисты любили свой край так же, как и он, уроженец Нерчинска <…> Невозможно припомнить ни единого случая, когда бы руководитель большого творческого коллектива проявил акт бюрократизма, волокиты, унижения достоинства человека. Оттого живы в памяти тех, кто имел счастье с ним работать, моменты доброго общения, основанного на искреннем уважении и к журналисту, и к диктору, и к режиссёру, и вообще к любому работнику многочисленных цехов подведомственной ему службы».
Екатерина Ерёменко.