15 марта — Всемирный день прав потребителей. Традиционно в период с 15 марта по 15 апреля коллектив Управления потребительского рынка администрации краевого центра проводит цикл мероприятий, направленных на правовое просвещение земляков, а также активизацию работы по пропаганде законодательства о защите прав потребителей. О том, что запланировано в марте-апреле 2021 года, — в нашем интервью с начальником управления Ольгой Овдиной.
— Ольга Петровна, каков в этом году девиз праздника?
— Международная организация потребителей объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в 2021 году является борьба с загрязнением пластиковыми материалами. И это не случайно, ведь загрязнение пластиком — это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений.
По неутешительным прогнозам, к 2050 году в мировом океане пластика будет больше, чем рыбы. 100 000 морских млекопитающих и черепах, миллионы морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком. Ежегодно в воды мирового океана его попадает около 8 миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно. Половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена в последние 15 лет. 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.
В связи с этим специалисты отдела по защите прав потребителей Управления потребительского рынка напоминают жителям, руководителям хозяйствующих субъектов, что требования статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и для окружающей среды.
— Какова сегодня ситуация с обращениями горожан по поводу защиты их прав как потребителей?
— В 2020 году было проконсультировано 880 человек по вопросам защиты прав потребителей. По сравнению с прошлыми годами, жалоб стало меньше. Снижение количества обращений граждан объяснимо и обусловлено тем, что на территории Забайкальского края и его столицы введен комплекс ограничительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.
В досудебном порядке возвращено денежных средств в размере 438,6 тысячи рублей. Претензионным порядком воспользовались 347 человек.
В рамках ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» в органы контроля и надзора направлено 18 писем по выявленным нарушениям обращений потребителей на товары (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Значительная часть обращений в отношении реализации товаров поступила на непродовольственную группу — 431, на продовольственную группу товаров пожаловались 154 гражданина.
— На что горожане жаловались чаще всего?
— Самые распространенные нарушения законодательства в сфере торговли связаны с отказом со стороны продавцов удовлетворить требования потребителей при обнаружении ими недостатков в товаре, отказом по обмену товаров; на несоблюдение правил торговли при продаже продовольственных товаров (отсутствие информации на товаре, ценников; несоблюдение сроков хранения, годности товара; выкладка товара; товарное соседство и пр.).
С претензиями к качеству оказанных услуг (работ) обратилось 198 потребителей. В основном фигурируют услуги ЖКХ, бытового назначения (парикмахерские, ателье), предприятий общественного питания, работы сервисных центров, ремонта пластиковых окон. Рассмотрен ряд обращений потребителей на различные сферы предоставления платных услуг (работ) (почта России, АЗС, риэлторские услуги, услуги дополнительного образования и пр.), а также вопросы по различным законодательным актам, регламентирующим вопросы потребителей.
— Какие мероприятия будут проводиться в рамках месячника, посвященного защите прав потребителей?
— Традиционно я и мои коллеги будем проводить встречи с представителями трудовых коллективов, молодежью и старшим поколением с целью пропаганды Закона «О защите прав потребителей».
Открыли месячник 15 марта на площади имени Ленина экспресс-опросом земляков о знании пунктов Закона. Также в этот день в утреннем эфире Радио «Маяк» прозвучал традиционный вопрос викторины на знание Закона. Победителем станет самый правильный и подробный ответ. Его автору будет вручена награда!
Также будет в рабочие дни работать «горячая линия». И все желающие смогут задать вопросы и получить консультации, позвонив нам с понедельника по четверг с 9.00 до 13.00, с 14.00 до 17.30, в пятницу — с 8.30 до 13.00, с 14.00 до 16.30.
Также напоминаем, что обратиться в Управление потребительского рынка вы можете по адресу: ул. Чайковского, 28. Телефоны: 35-33-86, 26-42-17.
Уважаемые земляки! Желаю, чтобы у вас никогда не возникало проблем с защитой ваших прав как потребителей. Ну, а если это все-таки случилось, мы всегда готовы прийти на помощь!
— Спасибо за интервью.
Беседовала Ольга Харчева.