«Разбойники, — приговаривал пожилой читинец, остановившись у витрины горсада и рассматривая детали карикатуры с фашистскими стервятниками, — житья вам не будет…» Для него, как и для сотен других горожан и приезжих, проводивших на фронт своих близких, уже вошло в привычку каждое утро читать сводки Советского Информбюро в «Забайкальском рабочем» и, гуляя по городу, искать взглядом в больших окнах книжного магазина, областной поликлиники, кинотеатра «Забайкалец» и других заведений красочные рисунки с подписью «Окно ТАСС».
Военно-политические плакаты «Окна ТАСС» — преемники плакатов РОСТА и Главполитпросвета времён гражданской войны — являлись хорошим средством популяризации сводок с передовой и материалов советской прессы и были просто необходимы в дни Великой Отечественной войны для поднятия широких слоёв трудящихся на борьбу с гитлеровцами. Была лишь одна загвоздка — московские «Окна» доходили до Читы только через 12-15 дней и за это время теряли свою злободневность и остроту. Забайкальцам нужен был свой боевой плакат, который на месте ставил бы и разрешал темы дня. Эту инициативу подхватили читинские члены Союза советских художников.
Своеобразный штаб по выпуску «Окон» появился при редакции газеты «Забайкальский рабочий», куда вошли лучше художественные и литературные силы области, и уже в начале июля на улицах города можно было увидеть местные карикатуры. Первым создателем выразительных текстов на плакатах стал журналист В.Б. Шергов, первыми художниками — В.Г. Козьменко и И.В. Поликарпов. Последнему за годы существования штаба удастся создать не менее трети всех эскизов. Налаживал новое производство Г.Е. Тарасевич. В 1947 году он вспоминал, что работать приходилось главным образом по ночам, так как днём художники были загружены иной работой: многие из них состояли в рядах Советской Армии и лишь временно, наездами бывали в Чите.
Художник И.В. Поликарпов (первый справа) на выставке середины 1949-х гг. Фоторепродукция Евгения Епанчинцева.
Как писала в своей статье искусствовед Елена Иманакова, первоначально плакаты выходили только в одном экземпляре, из-за чего ознакомиться с ними могла лишь небольшая часть жителей Читы: политическая сатира не доходила не только до районов, но и до крупных предприятий и воинских частей. Но уже с сентября 1941 года начала работу трафаретно-копировочная мастерская, и производство увеличилось. Вначале выпускалось 20-40 «Окон» в неделю, а затем тираж достиг 200-500 экземпляров. Специально для колхозов и МТС тираж «Окон» порой увеличивался до 1000 экземпляров, когда речь шла о весеннем севе, сенокосе, уборке урожая.
Да, тематика читинских «Окон ТАСС» была разнообразной. Мастера кисти и пера с телеграфной быстротой откликались на происходящие события и в международной жизни, и на фронтах, и в тылу, в том числе в Забайкалье. Каждое утро по городу развешивались новые карикатуры острого содержания и сразу же привлекали к себе внимание и интерес трудящихся. Их выпуска ждали, возле «Окон» постоянно собиралась толпа.
«3 августа телеграф и радио принесли весть о налёте советских самолётов на район Берлина. Через час-два жители города уже рассматривали в «Окне ТАСС» острую карикатуру на эту тему художника Тележинского. У стен Берлина, охваченного пламенем, бандиты Гитлер и Геббельс недоумевали, «Как же так, что за чудо, мы Москву бомбим, а горит Берлин», — писал 17 августа 1941 года в «ЗР» И. Кудряшев.
В той публикации он обращал внимание на то, что эту замечательную форму политической агитации можно и нужно перенести во все города и районные центры Читинской области. Использовать для этого можно работы читинского коллектива, а при наличии художников и литераторов на местах создавать группы под руководством и контролем отделов пропаганды и агитации райкомов партии. И это стало реальностью. Как пишет Елена Иманакова, к декабрю 1941 года плакаты такого типа издавались уже в 11 районах.
25 апреля 1942 года на страницах газеты появилась новость о том, что 16 комплектов «Окон ТАСС» выписало оргбюро ЦК профсоюза земельных органов и МТС — их отправили в колхозы, на полевые станы создания передвижных выставок. Такие выставки-смотры плакатов проводились и в Чите два-три раза в год: в павильоне городского сада, в фойе драматического театра, в Доме офицеров, госпиталях и так далее. Как свидетельствует публикация А. Кортуновой в «ЗР» в июле 1942 года, постепенно местные «Окна» обрели широкую известность не только в Читинской области, но и частично в Хабаровской области и Бурят-Монгольской АССР.
В сентябре 1945 года читинская мастерская издавала серию плакатов, посвящённых разгрому японских войск на Дальнем Востоке — за это время вышло 19 листов. Последнее «Окно» на военную тематику носило название «Капут». Но на этом издание не закончилось, плакаты выходили и после войны. Как указывает Иманакова, они были посвящены федеральным выборам 1946 года, плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы, выборам в местные Советы в декабре 1947 года и так далее. Но теперь они выпускались литографическим способом, и каждый тиражом в несколько тысяч экземпляров, оставаясь важным средством агитации и пропаганды.
Екатерина Ерёменко.