19 июня вступает в силу Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Одно из ключевых нововведений документа — развитие одноуровневой системы организации местного самоуправления, в которой предусмотрены три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. При этом закон устанавливает возможность сохранения двухуровневой системы организации МСУ — сельские или городские поселения и муниципальные районы.
Реализацию данного закона в Забайкальском крае обсудили на прошлой неделе на «круглом столе» в Штабе общественной поддержки регионального отделения партии «Единая Россия» в Чите. Участниками дискуссии стали главы и депутаты муниципальных районов и округов, представители региональных органов власти.
Опасения оказались напрасными
Как пояснила начальник управления развития местного самоуправления Министерства развития гражданского общества и внутренней политики Забайкальского края Янна Валько, на сегодняшний день в России переход на одноуровневую систему МСУ завершили 12 регионов. В Забайкалье процесс преобразования муниципальных районов в округа продолжается — сегодня в крае уже 27 муниципальных округов. В статусе районов остались 4 муниципалитета: Тунгиро-Олекминский, Сретенский, Шилкинский и Чернышевский. Они также должны осуществить переход на одноуровневую систему, чтобы законодательство было единым на всей территории региона. «Для Забайкалья и с экономической, и с управленческой точки зрения одноуровневая система МСУ наиболее эффективна», — подчеркнула Янна Валько.
По ее словам, в преддверие перехода на новую систему управления и у представителей местной власти, и у жителей муниципалитетов были опасения, которые в итоге оказались напрасными.
— В частности, люди боялись, что преобразование повлияет на развитие инфраструктуры муниципальных образований. К примеру, ходили разговоры, что закроют ФАПы, школы, клубы. Но практика показывает, что новая система наоборот снимает административные барьеры для участия муниципалитетов в различных программах, позволяющих привлекать дополнительное финансирование на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры. Кроме того, забайкальцы высказывали опасения по поводу того, что будут сокращены городские и сельские администрации и граждане останутся без привычного органа управления в населенных пунктах. Однако все сельские и городские администрации сохранены и продолжают работать. При этом ни одна штатная единица не попала под сокращение. По поводу этого было особое поручение губернатора Забайкалья Александра Осипова, — отметила представитель МинРГО.
Кроме того, Янна Валько пояснила, что согласно новому федеральному закону изменится система выборов глав округов. Их будут избирать депутаты Советов муниципальных округов из двух кандидатур, предложенных губернатором края.
Забайкальцы поддерживают преобразование
Исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» Сергей Гальченко отметил, что представители органов местного самоуправления и жители муниципалитетов поддерживают переход на одноуровневую систему МСУ.
— При двухуровневой системе нередко возникают проблемы с формированием Советов поселений — приходится искать кандидатов и уговаривать их стать сельскими депутатами. При переходе на одноуровневую систему повышается статус Совета округа, потому что он принимает значимые решения, а депутаты закрепляются за конкретными поселениями. Также единой становится администрация, — сказал Сергей Гальченко.
По его словам, такая система управления особенно эффективна в условиях миграционного оттока населения из муниципалитетов.
— При одноуровневой системе вопросы решаются оперативно. Уже нет так называемого отфутболивания, когда человек обращается к главе района, а тот отвечает, что это полномочия главы поселения. В свою очередь глава поселения говорит, что у него нет средств на решение данного вопроса, и снова отправляет к главе района. Причем, в такой ситуации оказывались не только обычные граждане, но даже инвесторы. При одноуровневой системе ответственность главы округа возрастает — он должен принимать решения в отношении каждого поселения, — заключил исполнительный директор Ассоциации муниципалитетов.
Возвращаясь к советскому опыту
Своими наблюдениями поделилась доцент кафедры государственного муниципального управления и политики ЗабГУ, кандидат политических наук Наталья Зимина.
— Вместе с представителями Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» я объехала практически весь регион с обучающими семинарами для глав. Тогда многие главы районов говорили, что не могут найти кандидатов в депутаты советов и специалистов в администрации сельских поселений. Но когда мы рассказывали о преобразовании районов в округа, то многие главы утверждали, что местный уровень власти необходим, а новая система его развалит. Самыми первыми в округа были преобразованы Приаргунский и Каларский районы, и сейчас они успешно работают, — сказала она.
По ее словам, одноуровневая система местного самоуправления — вовсе не новшество. Она действовала и в советские годы.
— Обращение к ней обусловлено необходимостью встраивания органов МСУ в систему публичной власти. Поправки, внесенные в Конституцию РФ, устанавливают, что органы местного самоуправления и государственной власти входят в единую систему публичной власти. Это ставит органы МСУ на совершенно другой уровень. Поэтому нужно разъяснять жителям края, что одноуровневая модель приведет к лучшим результатам. К ее плюсам можно отнести повышение ответственности местной власти, создание общеправовой базы, более эффективное распределение ресурсов, — подчеркнула эксперт.
Главный плюс — перераспределение полномочий
Опытом перехода на одноуровневую систему организации МСУ поделился глава Улётовского муниципального округа Александр Синкевич.
— Одномоментно перейти из района в округ невозможно — это сложный процесс. Перед тем, как принять решение, мы посетили Приаргунский округ, где пообщались с главой и местными жителями, переняли их опыт. Главный плюс новой системы — это перераспределение полномочий. Чтобы вся ответственность в принятии решений не лежала на плечах главы, мы наделили статусом юридического лица профильные комитеты администрации. Что касается заключения контрактов на различные виды работ, то теперь главы поселений не являются заказчиками — все работы принимает администрация округа и, на наш взгляд, делает это эффективнее. Также повысилась эффективность управления расходами и имуществом. Положительно мы оцениваем и способ избрания глав округов. Считаем его универсальным и верным, поскольку при нем сохраняется вертикаль власти и возможность избирать кандидатов депутатами, представляющими интересы жителей, — поделился Александр Синкевич.
Как считает председатель Думы Читы Евгений Ярилов, обсуждать уже принятый закон не имеет смысла — его нужно исполнять.
— Необходимо адаптироваться к этому закону. Самое главное — чтобы люди не чувствовали, что власть от них отдалилась, что их бросили. Считаю, что новая система с точки зрения организации местного самоуправления намного эффективнее, — отметил Евгений Ярилов.
Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.