Как уже сообщал «Забайкальский рабочий» в конце сентября была утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Напомним, разработать долгосрочные шаги для развития макрорегиона в конце июня правительству поручил президент Владимир Путин.
Необходимость создания программы была продиктована социально-экономическим положением дальневосточных территорий. С одной стороны, богатство природными ресурсами, научной инфраструктурой и производственной базой. С другой — плохие показатели жизни.
Так, за 27 лет численность населения сократилась в 1,3 раза — до 8,2 миллиона человек в 2019 году. Фиксируется значительное отставание от среднероссийского уровня по ключевым социальным показателям, низкая обеспеченность транспортной и социальной инфраструктурой. Доля ветхого и аварийного жилья в 2,5 раза превышает среднее значение по стране, а ввод нового — в 1,5 раза ниже.
Еще в 2013 году, подчеркивается в программе, главой государства развитие Дальнего Востока было объявлено национальным приоритетом на весь XXI век. «Миссией новой государственной политики является создание на Дальнем Востоке глобально конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса, благодаря которым в регион придут необходимые для его опережающего экономического развития частные инвестиции. За инвестициями — рабочие места и новое качество социальной сферы, формирующие привлекательные условия для жизни людей и увеличивающие количество экономических связей внутри региона», — говорится в документе.
Цель программы — обеспечение темпов экономического роста и показателей экономического развития Дальнего Востока, превышающих среднее значение по стране. Как считает правительство, реализация этой цели возможна за счет «значительного наращивания частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс макрорегиона». При этом госинвестиции должны направляться в «магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуры за счет значительного наращивания несырьевого экспорта и повышения производительности труда».
Реализовать программу планируется в три этапа: 2020-2024, 2025-2030, 2031-2035 годы. По каждому из них планируется утвердить план мероприятий. Всего в экономике Дальнего Востока до 2035 года должно быть создано не менее 450 тысяч новых рабочих мест, во всех удаленных населенных пунктах обеспечена авиационная доступность (будет реконструировано 40 аэропортов) и подключение к Интернету. В каждом из 11 регионов ДФО предусмотрено создание новых туристических кластеров. Акцент в программе сделан на строительстве новых школ, детских садов, больниц и объектов культуры.
«Национальная программа развития Дальнего Востока разработана при непосредственном участии дальневосточников, — приводит слова вице-премьера — полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева пресс-служба Минвостокразвития России. — От них поступило 16 518 предложений, лучшие вошли в нацпрограмму. Всего в ее создании приняли участие около 230 тысяч человек. Были пересмотрены и откорректированы в сторону внимания к Дальнему Востоку национальные проекты, определено, какие мероприятия проведет каждое министерство. Создан масштабный документ. Его цель — сделать так, чтобы жизнь на Дальнем Востоке стала лучше».
После того, как программа была обнародована, Министерству экономического развития РФ дано два месяца, чтобы подготовить план ее реализации. 28 октября в «Забайкальском рабочем» («ЗР» № 202) ряд региональных экспертов, в числе которых министр экономического развития края Александр Бардалеев, профессор кафедры международного права и международных связей Забгу Дмитрий Крылов и ряд других, высказали свое мнение о программе.
Сегодня мы публикуем точку зрения председателя Законодательного собрания Забайкальского края Игоря ЛИХАНОВА.
— Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, безусловно, документ, к которому был приложен серьезный труд. Он стратегический, но одновременно достаточно конкретный. Первое, что дает программа, это масштабное представление о том, как сегодня живет весь Дальний Восток, все его 11 регионов, какие перемены в каждом из них запланированы и за счет каких механизмов и ресурсов Правительство РФ, Минвостокразвития и все остальные институты развития макрорегиона рассчитывают достичь целевых показателей. А именно — добиться того, чтобы по своему социально-экономическому развитию весь Дальневосточный федеральный округ был выше среднероссийского уровня.
Столь высокую планку, установленную президентом, конечно, нужно только приветствовать, однако и от сомнений в этой связи избавиться нелегко. Во-первых, потому что эта программа далеко не первая. Почему не удались предыдущие, история умалчивает, была ли какая-то аналитика на этот счет, лично мне не известно. Во-вторых, речь в нацпрограмме идет на этот раз о том, как обустроить ни много, ни мало — почти пол-России. Территория ДФО сегодня составляет 41 процент всей страны, здесь находится свыше 1600 населенных пунктов и проживает более 8 миллионов жителей. На самом деле поставленная задача действительно не имеет прецедентов.
Если коснуться, к примеру, родного для меня здравоохранения, тут, несмотря на конкретику, тоже все непросто. Разработчики программы указывают, в частности, на то, что в числе других причин повышению качества жизни в крае до уровня выше среднероссийского мешает низкий уровень доступности качественной первичной медикосанитарной помощи и высокая степень износа медицинского оборудования. Да, можно построить новые ФАПы и врачебные амбулатории, отремонтировать райбольницы, привезти туда новое современное оборудование, но будет ли кому там работать? Ни для кого не секрет, что региональное здравоохранение переживает глубочайший кадровый кризис. Дефицит врачей в Забайкальском крае — почти 400 человек, медсестер — еще больше. Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» решают проблему нехватки кадров только в краткосрочном варианте. Выплата подъемных — это здорово, но никаких других «бонусов» в виде достойных условий жизни, при которых врач-специалист будет готов остаться в селе и работать дальше, увы, нет. На мой взгляд, решение проблемы надо искать в единой федеральной политике и, возможно, едином соцпакете для поддержки врачей-дальневосточников, работающих в сельской местности.
Нацпрограмма тем не менее дает надежду, что здравоохранение, как самая чувствительная для глубинки сфера, может, и не вылечится до конца, но будет реанимирована. Глобальные созидательные процессы, не сомневаюсь, сделают свое дело, добавят оптимизма жителям отдаленных сел, и им не придется собирать чемоданы в поисках лучших мест.
По большому счету, чтобы миграционные процессы на Дальнем Востоке пошли в противоположную сторону, помимо широких экономических преференций для бизнеса нужна комплексная и долгосрочная программа поддержки самих жителей. На стадии подготовки нацпрограммы обсуждалась идея наделения дальневосточников особым статусом, с возможностью разработки дифференцированной системы льгот для тех, кто живет в макрорегионе постоянно, и для приезжающих. Люди, которые связывают свою жизнь с Дальним Востоком, в идеале должны рассматривать его не как место, где можно заработать и потом уехать, а как перспективную территорию для жизни, в том числе своих детей и внуков. Чтобы человек пустил корни и, говоря экономическим языком, начал давать прибыль на Дальнем Востоке, государству надо хорошо в него вложиться. Идея с особым статусом мне кажется очень разумной, но поскольку в нацпрограмме о ней речи не идет, путевка в жизнь ей не досталась.
Ну, и, честно говоря, в этом документе я надеялся увидеть хотя бы намек на будущую газификацию Байкальского региона. Она автоматически потянула бы за собой снижение затрат на производство, транспортные издержки, снижение вреда для экологии, расходов на отопление и так далее. Учитывая, что Дальний Восток объявлен национальным приоритетом государства на весь 21 век, лично я не теряю надежду, что когда-то это решение все-таки состоится.
Анна Беседина.