
Концепция татаро-монгольского ига устарела в современной России и требует пересмотра. С таким заявлением выступил на научно-практической конференции «Чингисхан: наследие в евразийской государственности» в Чите 13 октября кандидат исторических наук, ведущий научный специалист научно-организационного отдела Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Евгений Нолев.
Историк объяснил, что сейчас в России одновременно существует два диаметрально противоположных взгляда на период владычества Золотой Орды в средневековой Руси. Например, в 2019 году в Калмыкии недалеко от посёлка Привольный по инициативе местных жителей установили первый в России памятник Чингисхану. В то же время калужские депутаты выступили с инициативой на законодательном уровне установить 11 ноября памятную дату — День окончания Великого стояния на реке Угре и свержения татаро-монгольского ига.
В 2025 году вышел фильм «Чингис-Хан» (12+) — первый российский полнометражный фильм, созданный искусственным интеллектом, который получил награду Каннского кинофестиваля. В этом же году вышел фильм «Злой город» (16+) о периоде монгольского нашествия на Киевскую Русь, в котором среди монголов не было ни одного положительного персонажа. Евгений Нолев задаётся вопросом: «Можно ли транслировать в многонациональном государстве фильмы, которые гипотетически могут вызвать конфликт в международных отношениях?».
По его словам, понятие татаро-монгольского ига формировалось в течение нескольких столетий. В том числе на негативное восприятие периода Золотой Орды на Руси повлияли польский хронист Ян Длугош, первый российский историограф Николай Карамзин, Александр Пушкин, Карл Маркс, Иосиф Сталин и другие. Альтернативная же концепция развивалась в трудах евразийцев, которые подчёркивали, что «без татарщины не было бы России».
— То есть Москва до монгольского ига являлась периферией византийского мира, а после монгольского ига она стала центром евразийского континента. И, соответственно, Москва унаследовала все принципы Монгольской империи. Продолжателем традиции евразийцев в советский период был Лев Гумилёв. А новый этап наступил в 1997 году, когда на страницах журнала «Родина» ведущие сегодня ученые, тогда ещё молодые исследователи поставили вопрос о том, стоит ли вообще употреблять термин «ига» в таком отношении. Антон Горский, заместитель директора Института российской истории, говорил о том, что нельзя рассматривать этот период в оценочных категориях: «положительный» или «отрицательный», а нужно рассматривать его в том, какие последствия этот период имел для истории российской государственности, — добавил Евгений Нолев.
А другие учёные — Роман Почекаев и Александр Кадырбаев — впоследствии высказали мысль о том, что Москва — это наследница традиций Золотой Орды. И именно поэтому присоединение Сибири оказалось в большей степени бескровным и отличалось от колонизации в Америке.
Спикер конференции отметил, что главная задача сегодня, когда заходит речь о русско-ордынских отношениях и наследии Монгольской империи, Золотой Орды, — бережно относиться к историческому прошлому. В связи с этим историк в финале своего выступления дал ряд рекомендаций.
— Первая — разработать непротиворечивую концепцию русско-монгольских и русско-ордынских отношений средневекового периода, дабы показать, что эта система имперского взаимовлияния позволила Московскому царству присоединить народы Сибири в очень мягкой форме. Вторая — сегодня обязательно требуется исследование государственности Монгольской империи и Золотой Орды, потому что, только понимая, на каких принципах было основано это государство, мы поймем, как происходило взаимодействие с русскими княжествами. Третья — любые формы коммеморации, то есть памятники русско-монгольским и русско-ордынским отношениям средневекового периода, требуют тщательного научного анализа, научной экспертизы Российской Академии Наук и Министерства культуры Российской Федерации, — отметил учёный.