Об этом сообщается в Российской газете со ссылкой на соответствующий законопроект, который уже внесён в Государственную Думу.
Согласно этому документу, предполагается, что выпускнику-бакалавру придётся работать на государство не менее четырех лет, если студент учился по программе специалитета то не менее пяти лет, магистрам придётся отрабатывать шесть лет. Студент, конечно, может отказаться работать по распределению, но тогда он обязан полностью возместить бюджету затраты на обучение и меры соцподдержки, полученные в годы студенчества. Инициатор проекта, член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов такую идею объясняет тем, что многие студенты после выпуска не могут найти работу, а тут им сразу будет предложено место.
Люди с высшим образованием не могут найти работу, а школы и больницы, особенно в небольших городах и сельской местности испытывают дефицит кадров. У нас полностью отсутствует планирование спроса и предложения отраслевыми министерствами. Никто не учитывает, сколько необходимо выпустить специалистов для каждой отрасли по тем или иным специальностям, чтобы они были обеспечены рабочими местами. Минтруд только сейчас предлагает создать систему наблюдения за трудоустройством выпускников вузов через страховые взносы. Как она будет работать, будет ли работать вообще, никто не знает. Хотя это необходимо было сделать давно, считает Вострецов.
Депутат уверен, что изменения в закон об образовании позволит министерствам планировать заказ на специалистов. По его мнению, регионы уже сами постепенно переходят на подобные программы обучения и трудоустройства.
Считают, что такая модель возможно в плановой экономике, но в рыночной она работать не будет.
Такая модель будет работать в плановой экономике, что мы и видели на примере системы распределения в Советском Союзе, в рыночной экономике подобная система в чистом виде невозможна. Она нарушает весь принцип свободного перемещения и выбора, когда у работодателей есть возможность подобрать те кадры, которые именно им нужны, а у выпускников кардинально поменять свою жизнь. Например, выучился человек на нефтяника и вдруг у него проснулся литературный талант. Зачем ему его рубить на корню?, цитирует РГ директора Центра конъюнктурных исследований НИУ Высшая школа экономики Георгия Остапковича.
Однако он также отмечает, что государство регулярно тратится на обучение студентов, которые после не работают по специальности. Выяснилось, что 55% выпускников работают не в тех отраслях, которые выбрали при поступлении в вуз.