Заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев принял участие в первом заседании Совета по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике Морской коллегии России, который состоялся в Москве. Об этом 23 ноября сообщили в пресс-службе аппарата полпреда.
В ведомстве уточнили, что Совет по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике создан в целях выполнения возложенных на Морскую коллегию задач по выработке мер, направленных на проведение государственной морской политики на арктическом направлении.
По словам помощника Президента РФ, председателя Морской коллегии России Николая Патрушева, для страны Арктика имеет особое значение, оказывая существенное влияние на обеспечение геополитических и геоэкономических позиций России в мире, на динамику её внутреннего развития.
— Ускорение экономического и инфраструктурного освоения Арктики, сохранение за нашей страной неотъемлемого контроля над арктической территорией, а также шельфом и Северным морским путем является одним из ключевых приоритетов национальной морской политики. Несмотря на кажущуюся стабильность, обстановка в Арктике характеризуется нарастанием негативных тенденций. Учитывая, что Запад взял курс на сдерживание России в регионе, успехи нашей страны в Заполярье воспринимаются им болезненно. Введённые санкционные ограничения направлены на срыв реализации российских арктических проектов, — отметил он.
По его словам, сегодня ключевыми элементами развития Арктического региона являются развитие человеческого потенциала, добыча энергоресурсов, в том числе на шельфе, промышленное рыболовство, добыча редких и стратегически значимых ресурсов, морской транспорт и перевозки, портовая и энергетическая инфраструктура, обеспечение связи, безопасности мореплавания и жизнедеятельности населения, судостроение и судоремонт.
Как прокомментировал по итогам заседания Юрий Трутнев, Арктическая зона России — это 28% территории нашей страны, на которых проживает 2,6 млн человек. Это большие запасы углеводородов, твердых полезных ископаемых, создающие условия для реализации проектов мирового значения.
— Сегодня в Арктике реализуется 943 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций более 2 трлн рублей, активно работают такие компании, как Новатэк, Газпром, Норникель, Лукойл, Еврохим, Полиметалл и другие. Создано 16 тысяч рабочих мест. Это самая короткая трасса из Европы в Азию — Северный морской путь. В то же время освоение Арктики сопряжено с большим количеством трудностей: экстремально низкие температуры, полярные ночи, низкая плотность населения и инфраструктуры, высокая стоимость электроэнергии, строительных материалов. Реализация большинства проектов за Полярным кругом требует применения высоких технологий, — отметил полпред президента в ДФО.
Он напомнил, что правительство России реализует Стратегию развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Кроме того, утвержден План развития Северного морского пути, предусматривающий до 2035 года более 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1,7 трлн рублей.
— Работа по реализации данного Плана ведется: строятся ледоколы, вспомогательные суда, порты и терминалы. Создается спутниковая группировка. Однако остается нерешенным ряд вопросов, в том числе связанных с технологическим развитием. Прежде всего, это дефицит грузового флота. В соответствии с подписанными инвестиционными соглашениями дополнительная потребность в грузовом флоте высокого арктического класса к 2030 году составит не менее 70 судов различных типов. При этом мощность российских верфей позволяет построить к этому времени всего 16 судов. Поэтому считаю критически важным вопрос создания новых верфей, развития технологий строительства грузовых судов с ледовым классом. Возможно, следует привлекать к этой работе партнеров из дружественных стран, обладающих опытом крупнотоннажного судостроения, — подчеркнул Юрий Трутнев.
Другая проблема — недостаточная численность спутниковой группировки, неполное обеспечение связью. Сегодня мониторинг ледовой и гидрометерологической обстановки на трассе СМП осуществляют 11 спутников.
— Чтобы охватить почти 3 млн км² акватории СМП, этого недостаточно. Количество космических аппаратов, их расположение, частота и характер съемки не позволяют получить исчерпывающую актуальную информацию о состоянии льдов. Поэтому одной из важнейших остается задача по обеспечению Арктики и других удаленных и труднодоступных территорий Российской Федерации спутниковым интернетом. Кроме того, уход с рынка ряда иностранных компаний сформировал необходимость поддержания работоспособности имеющейся иностранной техники и оборудования, создания собственных линий продукции, ускоренного развития отечественных технологий в сфере бурения, геологоразведки, строительства судов и верфей, арктической инфраструктуры, — добавил Юрий Трутрнев.
Полпред напомнил, что 19 июня 2023 года Государственной комиссией по вопросам развития Арктики создан научно-экспертный совет — площадка для взаимодействия бизнеса, научных организаций и органов государственной власти по вопросам научно-технического обеспечения развития Арктики. Кроме того, в целях трансформации научных и технологических разработок в цифровые и инжиниринговые решения Минвостокразвития России организовало Арктический технологический конкурс «АркТек».
— Работа будет продолжена. Однако считаю необходимым отметить, что для удержания главенствующих позиций в Арктике нам необходимо действовать быстрее. Конкуренция за Арктические территории растет, в том числе за использование ее военного потенциала. В такой ситуации любое наше отставание в технологическом развитии будет использовано нашими противниками как конкурентное преимущество, — заключил Юрий Трутнев.